9 сентября 2008 г.
Стратегия управления промышленными отходами и бытовым мусором
Совещание на полигоне
Завтра на одном из круглых столов Байкальского экономического форума будет обсуждаться стратегия управления промышленными отходами и бытовым мусором. В Приангарье эта проблема набрала критическую массу - в прямом и переносном смысле.
На начало 2008 года в Иркутской области, по данным территориального управления Роспотребнадзора, накоплено более 1,5 миллиарда тонн отходов - от бытового мусора до опасных веществ, вроде, ртути, лигнина, остаточных продуктов нефтепереработки.
- При этом в области всего 48 полигонов и 487 "санкционированных" свалок, - отмечает Николай Чубук, начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания населения Роспотребнадзора по Иркутской области. - Надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше отходов попадало в места хранения. Но сортировка мусора у нас отсутствует вообще. Переработка худо-бедно налажена - например, из макулатуры выпускается туалетная бумага, в Иркутске, Братске, Ангарске собирают и перерабатывают старые покрышки. Но это - мизер. Из всего накопленного в прошлом году мусора на переработку поступило чуть больше четверти. Обезвреживается не более 0,2 процента.
Почти никак не используются отходы лесной промышленности - опилки, обрезки, хлысты, лигнин - сотни тысяч тонн ценного вторичного сырья бесполезно занимают десятки гектаров земли. Пластиком во всем регионе занимаются всего шесть предприятий.
- Такое впечатление, что местные власти не заинтересованы в решении этой проблемы, либо готовы решать ее только на словах, - жалуется Любовь Ромашова из Братска, замдиректора экологического предприятия по переработке отходов производства и потребления. - Мы готовы перерабатывать опилки, которые сегодня у нас просто сваливают в траншеи, картон и пластик. У нас есть технологии, есть специалисты, крупные компании нам готовы бесплатно или за копейки отдавать вторсырье, но необходимы средства на "подъем". Кредит в банке мы можем получить только под гарантии администрации, а их как раз нам не предоставляют. Есть заинтересованные инвесторы, но взамен они требуют, чтобы наше предприятие влилось в их компании, либо хотят получить огромную долю в деле - до 70 процентов.
По мнению Дмитрия Тукнова, замруководителя Ростехнадзора, такая ситуация сложилась из-за того, что до сих пор в стране не выработано сколько-нибудь стройной законодательной базы, регулирующей обращение отходов.
- С одной стороны, у нас крайне зарегулированы сбор, перевозка и хранение отходов. Получать соответствующие лицензии вынуждены не только те, кто занимается ТБО профессионально, но и, скажем, бензоколонки, где установлены контейнеры для мусора, хотя этот мусор там хранится 2-3 дня, - заметил он в ходе своей поездки в Иркутск. - С другой, мы никак не стимулируем переработку отходов.
Дмитрий Тукнов сообщил, что сейчас в кабинетах Росприроднадзора идет работа над пакетом нормативных актов, которые будут регулировать обращение с отходами.
- Мы подготовим и разошлем типовые документы регионального и муниципального уровня, учитывающие территориальные и климатические особенности субъектов РФ, - сказал замруководителя Ростехнадзора. - Наша задача выстроить такую нормативную систему, при которой каждому лицу - юридическому или физическому - переработать что-либо будет проще, чем выкинуть. Мы считаем, что в стоимости продукции должна быть заложена цена ее переработки. Эту стоимость государство будет собирать виде целевых сборов, за счет из которых будут поддерживаться и развиваться предприятия переработки. Кроме того, не переработчик должен ходить за предприятиями и покупать их отходы, а сам производитель - сдавать их в переработку и платить за это. Такая система поможет нам добиться того, что на полигоны будет отправляться лишь то, что невозможно переработать, и с каждым годом такой продукции будет выпускаться все меньше.
Мнение
Галина Сарапулова, доктор химических наук, профессор Иркутского государственного технического университета, внештатный эксперт Ростехнадзора:
- Надо стремиться не просто перерабатывать все подряд, а заставлять переработчиков выбирать наиболее эффективный и безопасный метод рециклинга. Например, у нас в области многие предприятия сжигают отходы нефтепродукции в устройствах, которые не позволяют разложить эти вещества до безопасных соединений. В результате мы получаем вторичное загрязнение более опасными веществами - диоксинами, генноориентированными ядами.
Татьяна Заборцева, старший научный сотрудник Института географии СО РАН:
- К сожалению, законотворчество сегодня направлено на то, чтобы впредь упростить работу чиновникам и надзирающим ведомствам. Кто объяснит самим предприятиям, местным властям первого уровня, что и как им делать с существующими отходами в нынешних условиях? Необходима практическая стратегия - план конкретных мероприятий - на региональном и федеральном уровне.
Екатерина Дементьева
Российская газета - Прибайкалье