30 июня 2008 г.
Реформа коммунального хозяйства: как дело движется?
Реформа коммунального хозяйства
В 1990-е годы до 75% всех средств, на которые жила коммуналка, дотировались государством. Но стало ясно, что государство больше не может финансировать отрасль и спасти ситуацию могут только частные инвестиции. Будучи одной из наиболее прибыльных отраслей в развитых странах, ЖКХ в России находилось на грани банкротства. Однако частный бизнес не спешил вступать в эту область, и поэтому в целях упорядочивания законодательной базы было принято несколько важных законопроектов.
Так, в 2003 году был принят закон о реформировании ЖКХ, согласно которому власти попытались переложить все бремя за содержание жилого фонда на плечи граждан. Законопроект вызвал массу критики в свой адрес и был принят со значительными послаблениями. В частности, остались льготы различным категориям граждан, и была отложена стопроцентная оплата коммунальных услуг. В 2005 году был принят Жилищный кодекс, который регулирует все вопросы, связанные с обслуживанием жилого фонда. Он обязал собственников жилья в многоквартирных домах выбрать способ управления домом. Об этой реформе мы уже писали ранее в статье Собственник собственнику - товарищ. В 2007 году был принят законопроект «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Документ декларирует создание государственной корпорации, через которую в регионы пойдут средства на капитальный ремонт домов и переселение людей из ветхого и аварийного жилья.
В соответствии с законопроектом 2007 года создается некоммерческая организация «Фонд содействия реформированию коммунального хозяйства». Это государственная корпорация, ее фонд формируется за счет взноса РФ в размере 240 млрд рублей, а также за счет доходов, получаемых фондом от размещения денежных средств. Предполагалось, что 40% средств Фонда будет направлено на переселение граждан из аварийного жилья, 60% - на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Фонд будет действовать до начала 2012 года.
240 млрд рублей, выделенные на реформирование жилищно-коммунального хозяйства, будут распределяться по регионам. Например, Подмосковью выделят 8 миллиардов рублей. Из них 4,8 миллиарда пойдет на капитальный ремонт многоквартирных домов, 3,2 миллиарда - на переселение граждан из аварийного жилья. Столько же будет выделено и из бюджета области, это одно из условий финансирования: деньги из Фонда выделяются на принципах софинансирования. Это означает, что на ремонт должны будут сброситься все. Еще одно условие - на помощь государства могут рассчитывать только те муниципальные образования, которые в основном перешли на новые формы управления жилыми домами, - ТСЖ или управляющая компания. Они и будут принимать решения о выборе подрядной компании, которая проведет капремонт. Это требование должно «подстегнуть» граждан с выбором формы управления домом.
Каждое муниципальное образование вырабатывает свою программу капремонта жилья, свои критерии, по которым оценивается необходимость ремонта или сноса домов. Наличие разработанной адресной программы капремонта - еще одно условие получения средств Фонда для регионов. Для того чтобы попросить денег у государства, муниципалитет должен оценить, сколько будет стоить ремонт, который он хотел бы провести. А для этого нужна утвержденная программа капремонта с перечнем домов и предусмотренным в бюджете финансированием. В этой схеме есть изъян: регионы, где наиболее сильно изношен жилфонд, на деньги Фонда претендовать не смогут, так как у них нет ни денег на софинансирование Фонда, ни программ капремонта.
Граждане, в чьих домах запланирован капремонт на федеральные средства, тоже будут вносить свою лепту в софинансирование. Они должны будут внести 5 процентов своих средств от суммы, выделенной на ремонт в их доме. Но для жильцов разных домов сумма будет разной: все зависит от объема работ, включенных в проект ремонта. Не всем жителям под силу платить за капремонт дома. Финансовую помощь отдельным категориям граждан могут оказывать органы местного самоуправления. Плюс ежемесячные выплаты за капитальный ремонт и содержание жилья войдут в указанные 5%.
Несмотря на требование софинансирования, выделенных для Фонда денег вряд ли хватит на то, чтобы отремонтировать весь изношенный жилой фонд. По оценке министра регионального развития РФ Юрия Тертышова, денег нужно порядка 1,5-2 трлн рублей. Отремонтировать весь фонд возможно только, если будет привлечен частный капитал. Об этом заявлял и Дмитрий Медведев в своем выступлении на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей в Краснодаре. Проекты привлечения частного капитала к реформированию ЖКХ и ремонту жилищного фонда разрабатываются сейчас в правительстве.
Еще одна проблема, стоящая в сфере ЖКХ, - неизбежный рост тарифов на коммунальные услуги. Теперь контроль за установлением предельных индексов роста цен на коммунальные услуги и плату за жилые помещения передан региональным органам регулирования. Соответствующий документ подписал недавно премьер-министр России Владимир Путин (ранее эти функции несла Федеральная служба по тарифам РФ). На очереди еще один документ - о передаче регионам контроля за применением предельных индексов. Таким образом, разница между тарифами в различных регионах может быть весьма значительной. Эксперты считают, что рано или поздно государству придется возвращаться назад к централизованной системе управления тарифами.
Государство постепенно уходит из сферы финансирования ЖКХ. Сейчас оно пытается переложить все траты на плечи граждан - потребителей коммунальных услуг. В начале реформы потребители оплачивали 5-10% затрат на производство и доставку услуг ЖКХ, сейчас - 63%, а к 2012 году их доля должна вырасти до 100%. Но основная цель властей - привести в эту сферу частный капитал.
vsedoma.ru