Содержание сайта
Поиск на сайте:   

Главная > Новости > На пороге бурного развития

Новости

21 декабря 2007 г.

За год «Иркутскэнерго» сформировалось как энерго-угольная компания

 

 

На пороге бурного развития


Каждый третий киловатт-час сибирской электроэнергии в этом году произведён на мощностях ОАО «Иркутскэнерго». А выручка предприятия оказалась вполне сопоставима с областным бюджетом – более 26 млрд. рублей. За год «Иркутскэнерго» сформировалось как энерго-угольная компания. Энергетика стала одной из самых динамично развивающихся отраслей. А чтобы сохранить в ней лидирующие позиции, иркутские энергетики планируют привлечь в компанию инвестиции в сумме 90 млрд. рублей. О том, как получить и потратить эти деньги, сохранить самые низкие тарифы, о том, насколько удачным был уходящий год, и о планах компании на 2008 год генеральный директор «Иркутскэнерго» Сергей ЭМДИН рассказал в интервью НАТАЛЬЕ ГАВРИЛОВОЙ.

Чувствительность к реформам

— Насколько эффективно работала компания в 2007 году?

— Мы ожидаем, что к концу года на мощностях компании будет произведено 56 млрд. кВт-ч электроэнергии. Это практически столько же, что и в 2006 году. Однако надо иметь в виду, что количество энергии, выработанной на тепловых станциях, в этом году было больше. В ноябре, когда ударили первые морозы, компания уже задействовала 3 тыс. из 4 тыс. имеющихся мегаватт мощности тепловых станций. Если грянут настоящие сибирские морозы, мы фактически уже в этом году можем подойти к пику загрузки.

При этом мы сталкиваемся с таким парадоксом: загрузка до пределов мощности делает компанию менее эффективной. Каждый маржинальный, следующий, киловатт ухудшает экономику. Но парадоксальной ситуация выглядит лишь на первый взгляд, поскольку мы загружаем менее эффективные мощности. Поэтому тенденция увеличения стоимости производства киловатт-часа будет сохраняться. Но путём реализации программы сдерживания издержек, путём эффективной работы на оптовом рынке мы сохраним рентабельность компании в тех же пределах, что и в последние годы. В этом году компания имеет достойный финансовый результат. Мы полагаем, что будет получена консолидированная чистая прибыль в размере 1300 млн. рублей. Рентабельность составит 5%. В 2008 году мы планируем сработать с рентабельностью 5,7%.

— Проблема дефицита энергии станет реальностью уже нынешней зимой?

— Пока говорить о дефиците рано. Мы каждый год вводим дополнительные мощности и ситуацию держим под контролем. Но уже в 2008 году компания подойдёт к пределу возможностей.

— Какие изменения, произошедшие в отрасли, повлияли на деятельность компании?

— Самое главное событие – достаточно активно начал функционировать рынок электроэнергии. Это результат реформирования отрасли. «Иркутскэнерго» в этом году активно участвовало в рыночных торгах, продавая и покупая электроэнергию, поэтому наша компания признана одним из самых эффективных игроков на оптовом рынке. С одной стороны, работа на рынке позволяет сдерживать рост цен на энергоносители внутри региона, с другой – иметь дополнительные средства на развитие.

— Будет ли продолжено разделение компании в рамках реформирования?

— Мы выделяем стопроцентную «дочку» — ООО «Иркутская энергосбытовая компания», которая станет гарантирующим поставщиком. Сейчас непосредственно «Иркутскэнерго» выполняет функции генерации и сбыта, а также является гарантирующим поставщиком. С 1 января энергосбытовая компания станет независимым субъектом, который будет работать на розничном рынке Иркутской области, как этого требует закон о реформе в электроэнергетике. «Иркутскэнерго», в свою очередь, будет заниматься производством энергии и продавать её на оптовый рынок; в структуре компании также останется сбыт тепловой энергии.

— «Иркутскэнерго» уже приступило к включению рыночной составляющей в оплату электроэнергии для своих потребителей?

— Мы уже выставили первые счета за ноябрь. Вряд ли это нововведение отразится на экономике наших партнёров. На первых порах доля электроэнергии, которую мы будем включать в счета по рыночной цене, составит 3-4%, далее, в 2008-м, она увеличится до 16%. Все должны понимать, что со временем она будет возрастать согласно правилам функционирования розничных рынков электроэнергии. Будет увеличиваться и дельта между рыночными и регулируемыми ценами. Оговорюсь, что население защищено от таких новшеств. В отличие от других потребителей, оно не попадает под действие закона.

Тарифы на вырост

 «Мы считаем эмиссию наиболее приемлемым вариантом привлечения инвестиций» 
— Будут ли предложены принципиальные изменения в тарифной политике компании?

— Если мы говорим о тарифах, действующих внутри области, нам надо очень быстро уйти от перекрёстного субсидирования мощности и энергии. Мы полагаем, что будет расти плата за мощность и сокращаться плата за энергию. Этот вопрос не поднимался специалистами компании ранее, поскольку тариф формировался исходя из общих затрат ОАО «Иркутскэнерго». Но теперь, с выделением сбытовой компании, нашим потребителям придётся чётко планировать заявленную мощность: если количество часов её использования будет неоптимальным, то, соответственно, и совокупный тариф будет большим.

— Некоторое время назад активно обсуждалась возможность введения тарифов на срок более одного года. Это по-прежнему актуально?

— Думаю, что актуально. Законодательно это позволяется и даже приветствуется, и не исключено, что в следующем году такие первые ласточки появятся. Но долгосрочные контракты возможны только в доле работы на свободном секторе рынка. К концу 2008 года она достигнет 25%. В этой доле возможно заключение прямого договора. И речь идёт, скорее всего, о крупных потребителях.

Стратегическое топливо

— Сейчас в Иркутской области разрабатывается стратегия развития энергетики до 2030 года. Насколько компания включена в этот процесс, насколько вы ставите в зависимость планы компании от развития энергетики в целом?

— Мы, естественно, участвуем в обсуждении стратегии. Нас интересует, прежде всего, как будет развиваться топливный рынок. Если с тем, каким образом будет развиваться угольная отрасль, ясность есть, то по газу вопросов много. Сейчас существует одновременно несколько планов газификации области. И при этом в них и сроки, и масштабы газификации разные. Для нас это создаёт определённые проблемы, потому что мы планируем, по крайней мере, построить два источника на газе. Один – в Правобережном округе Иркутска, второй – в районе северных газовых месторождений: в Киренске или Усть-Куте. В наших планах в 2008 году – достичь договорённостей с «Газпромом» о цене газа.

— Есть ли у «Иркутскэнерго» интерес к приобретению других угольных активов в дополнение к существующим двум разрезам?

— Для нас угольный сектор интересен: мы не скрываем свои намерения развиваться в качестве энергоугольной компании. Сейчас мы смотрим на разные активы на рынке и на разные формы сотрудничества. Но говорить о каких-то возможных сделках пока рано.

Сегодня предпринимаются достаточные усилия для развития уже принадлежащих нам угольных предприятий. В нынешнем году ООО «Ольхон» начало работы на Головинском угольном месторождении в Аларском районе Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В настоящий момент на разрезе добывается порядка 500 млн. тонн угля в год. В 2008 году планируется выход на проектную мощность в 1 млн. тонн в год. Около 1,3 млн. тонн добывается на Ирбейском разрезе в Красноярском крае (в следующем году мы доведём добычу здесь до 2 млн. тонн).

Коммунальный максимум

 «Заявленный курс на компанию мирового уровня здесь актуален как никогда» 
— Получают ли развитие планы по расширению деятельности дочернего предприятия «Иркутскэнерго» по управлению ЖКХ?

— Пока нет. Но мы ведём переговоры по выкупу муниципальной компании в одном из крупных городов области. Сейчас ей предстоит приватизация. Мы видим большие возможности добиться синергетического эффекта от нашего присутствия на рынке коммунальных услуг за счёт контроля по всей цепочке – от производства энергоресурсов до доставки прямо в квартиру. Для нас это ещё и возможность управлять возникающей в крупных городах проблемой дефицита мощности электроэнергии и тепла.

— Насколько интересными оказались проекты получения в концессию объектов коммунальной инфраструктуры?

— Честно говоря, не вижу большой разницы между арендой и концессией. Поскольку и то и другое предполагает длительные взаимоотношения. Для нас важно получить доступ к объектам ЖКХ, а в каком виде – не важно. В Иркутске мы забрали практически всю коммунальную инфраструктуру в концессию. Наши ожидания от этого приобретения в принципе оправдались. Мы увидели запущенное хозяйство, в которое надо вложить немалые деньги. Одновременно для нас очевиден большой потенциал в части оптимизации, прежде всего – за счёт ликвидации непроизводственных потерь. Это даёт возможность подключать больше потребителей, не вводя новых мощностей.

— Ведутся ли переговоры о создании совместного с областью бизнеса по управлению компанией «Облкоммун-энерго»?

— Сейчас таких переговоров нет. Мы предлагали областной администрации, владеющей «Облкоммунэнерго», взять компанию в аренду либо концессию, либо создать совместное предприятие. Но форма — совместное управление активами – не до конца ясна. Для нас более понятны аренда и концессия. Сегодня «Облкоммунэнерго» перестало наращивать задолженность перед «Иркутскэнерго». Но по-прежнему вызывают вопросы надёжность, за которую мы также несём ответственность, и рост тарифов, динамика которых опережает темпы роста тарифов для «Иркутскэнерго». Здесь попросту отсутствует должный контроль над ростом затрат.

В поиске инвестиций

— Недавно ФСФР зарегистрировала выпуск облигационного займа на сумму 5 млрд. рублей. Уже известно, когда он будет размещён и на какие цели будут направлены средства?

— Решение о выпуске облигаций нами было принято достаточно давно. Привлечение средств в конкретные проекты не планировалось. Речь шла о рефинансировании текущих расходов Компании, в том числе о гашении кредитов за счёт привлечения более дешёвых денежных ресурсов. Другое дело, что с кризисом на международных финансовых рынках приходится переоценивать эффективность заимствований на фондовом рынке. Облигации могут быть размещены по невыгодной для нас цене. Поэтому имеет смысл выждать определённое время. Сейчас наиболее выгодным является краткосрочное кредитование. По оценкам специалистов, ситуация изменится к марту. Возможно, тогда станут понятны сроки размещения.

— «Иркутскэнерго» является одним из крупнейших заёмщиков в регионе. Как это влияет на кредитный рейтинг?

— С одной стороны, у «Иркутскэнерго» улучшается кредитная история, мы делаем компанию всё более понятной для инвесторов; с другой стороны, мы сейчас наращиваем кредитную массу. Последнее обстоятельство теоретически может негативно сказаться на рейтинге. Надо сказать, что специалисты компании постоянно следят за объёмом заимствований, имея в виду этот риск. Сегодня наращивание долга идёт таким образом, чтобы он не повлиял на рейтинг. Скорее всего, он либо будет стабилен, либо будет улучшаться.

— Когда компания начнёт привлекать средства акционеров для развития? На какой стадии находится сейчас вопрос увеличения уставного капитала и выпуска IPO?

— В конце декабря его будет рассматривать совет директоров. Мы планируем привлечь через эмиссию около 90 млрд. рублей. Это стоимость программы развития. Её мы разработали в соответствии с перечнем заявок крупных промышленных потребителей Иркутской области и анализом баланса энергии и мощности. Уже к 2011 году в энергосистеме Иркутской области потребление превысит имеющуюся мощность. Программа предполагает расширение существующих ТЭЦ (объём дополнительной вырабатываемой электроэнергии – 2,24 млрд. кВт-ч) и строительство новых источников генерации с объёмом дополнительной вырабатываемой электроэнергии более 15 млрд. кВт-ч, общей мощностью 2,3 ГВт. По показателям финансовой устойчивости ОАО «Иркутскэнерго» не способно привлечь необходимый объём заёмных средств для финансирования инвестиционной программы.

Мы сочли эмиссию наиболее приемлемым вариантом привлечения долгосрочных инвестиций для реализации таких проектов. Подобное решение проблемы финансирования крупных проектов лежит в контексте мировой практики и концепции реформирования электроэнергетики России. Привлечение средств на финансирование инвестиционной программы через тарифы на электроэнергию также неприемлемо, так как потребуется кратный (в два и более раз) рост тарифов на территории области, а в условиях 100%-ной либерализации рынка электроэнергии приведёт к неконкурентоспособности ОАО «Иркутскэнерго».

К настоящему времени уже сложилось понимание, каким образом будет развиваться «Иркутскэнерго», какие для этого нужны деньги, какую часть из них должны инвестировать собственники, какую часть следует привлечь за счёт прибыли и заёмных средств. Сейчас стоит задача определиться с чёткими параметрами дополнительной эмиссии. Необходимо понять, кто из акционеров и сколько акций выкупит по закрытой подписке, какая доля будет размещена для всех желающих. Пока не ясно, каким образом в этом процессе будет принимать участие государство. Процесс будет достаточно сложным и долгим.

— С чем это связано?

— Главным образом – с необходимостью выпуска ряда нормативных актов за подписью председателя правительства и президента. Ведь в результате размещения акций может быть либо уменьшена доля государственного пакета, либо, как один из вариантов оплаты взноса, может быть рассмотрено внесение в уставный капитал плотин Ангарского каскада гидроэлектростанций, которые сейчас находятся в аренде у компании. Но при любом решении юридически оформить эту эмиссию будет непросто.

— Близится срок запуска первых агрегатов Богучанской ГЭС. Как «Иркутскэнерго» готовится к этому? Насколько это поможет удовлетворить растущий спрос иркутских потребителей?

— Нам к этому времени надо закончить строительство и реконструкцию нескольких сетевых объектов. В 2009 году будет запущена подстанция в районе Тайшета. Она примет ту часть энергии, которая будет приходить в Иркутск из Красноярского края. Мы надеемся на передачу части мощности с Богучан, порядка 1 тыс. МВ, но, скорее всего, это будет короткий промежуток времени. Потому что в Красноярском крае развиваются собственные потребители.

— Какие задачи ставите перед собой в будущем году?

— Самое главное – решить проблему инвестиций в новые генерирующие мощности. Сегодня мы реально упираемся в границы возможностей по выработке. Пока обсуждаются детали дополнительной эмиссии, будем реализовывать ряд небольших проектов, направленных на наращивание мощностей. На них в 2008 году будет направлено более 2 млрд. рублей.

Большая составляющая наших планов – это модернизация и развитие сетевого хозяйства области. Практически все наши новые сетевые объекты попали в Схему размещения производительных сил РФ. Теперь мы ожидаем утверждения её правительством. Также на развитие сетей мы планируем получить из инвестфонда около 20 млрд. рублей.

— Масштабные инвестиционные планы компании отразятся на перспективных направлениях в кадровой политике?

— Безусловно. Мы чувствуем всё больший дефицит квалифицированного персонала. Всё больше внимания уделяем подготовке персонала как внутри компании, в нашем учебном центре, так и вовне. Базовым вузом для нас является Иркутский государственный технический университет. В будущем году с целью обеспечения надёжности деятельности и развития психологических профессионально важных качеств персонала будет организована психофизиологическая лаборатория. Сейчас начинает внедряться программа по инженерным кадрам и очень важный, с нашей точки зрения, проект «Новое поколение», в рамках которого компания будет готовить персонал, соответствующий всем жёстким требованиям современного мира. В него, например, вошёл специально разработанный курс «Основы бережливого производства». В общем, заявленный курс на «компанию мирового уровня» здесь актуален как никогда.

 

Восточно-Сибирская правда

www.vsp.ru

   
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.