Содержание сайта
Поиск на сайте:   

Главная > Новости > Что немцу хорошо, то...

Новости

5 декабря 2007 г.

Что немцу хорошо, то русскому...

 


 

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство… Эта мудреная аббревиатура в России известна всем и каждому. Неудивительно, ведь эта сфера отвечает за то, чтобы наши дома были теплыми, светлыми, уютными, в общем, от ЖКХ зависит качество нашей жизни. А обслуживание наших домов пока крайне оставляет желать лучшего.

Когда же речь о качестве жилищно-коммунальных услуг заходит на различных высоких уровнях, коммунальщики часто ссылаются на то, что им не хватает средств или же что поставщики электро- и теплоэнергии не выполняют своих обязательств. Те же, в свою очередь, утверждают, что это до них не доходят средства, собираемые с граждан, а они все равно работают...

Налицо конфликт энергетиков и коммунальщиков. Но ведь и друг без друга они не могут: электричество и тепло нужно как-то доставлять до потребителей. Отношения двух отраслей похожи на брак по расчету: без любви, но в поисках взаимной выгоды. Тому, как строятся эти непростые связи, и посвящен раздел «Тема номера» в данном выпуске ЭиПР.

Некоторое время назад обязанности по жилищно-коммунальному обслуживанию некоторых районов Санкт-Петербурга взяла на себя компания с мировым именем «Питер Дусман». Что из этого получилось, вы узнаете из нашей публикации. Перед тем как начать расследование о деятельности немцев на русской земле, мы ознакомились с некоторыми данными, которые четко и бескомпромиссно дали характеристику деятельности компании. Мнения о фирме, надо сказать, нелестные. Некоторые комментарии пострадавших жильцов говорят сами за себя.

Так, житель дома 5 по Псковской улице Дмитрий жалуется на то, что вот уже почти год в доме проблемы с холодной водой, напор воды такой слабый, что двухлитровый чайник набирается почти 40 минут, а о том, чтобы помыться, вообще речи нет… Вот уже почти полтора месяца нет и горячей воды, так что дом 5 оказался полностью «обезвоженным». Кроме того, во дворе дома 34 по той же улице отсутствует контейнерная площадка для мусора, хотя ее обещали оборудовать еще осенью 2005 года. В итоге жители бросают мусор куда попало: то на проезжую часть, то на газон. А ведь хочется, чтобы все было чисто и красиво.

У жильцов сложилось ощущение, что работу сомнительного предприятия под названием «Питер Дусман» никто не контролирует, никаких услуг они не оказывают. Попасть на прием к представителям компании почти невозможно. Получается, что сотрудники фирмы «Питер Дусман» боятся встреч с разгневанными жильцами?



Город ждал помощи, а получил проблемы

Руководству Петербурга приходится исправлять ситуацию своими силами. Сейчас одной из главных задач жилищников стало стремление добиться того, чтобы долги «Питер Дусмана», около 38 миллионов рублей за воду и теплоснабжение, не легли на отечественные жилищно-коммунальные службы, а немецкий концерн все‑таки погасил задолженность собственными средствами. Пока переговоры с компанией не привели к каким‑либо определенным результатам. Дело о долгах управляющей компании перед тепловиками и «Водоканалом» отправлено в Арбитражный суд Петербурга. Первый западный инвестор коммунальной сферы города ушел, оставив за собой астрономические долговые суммы и невыполненные обещания коммунального рая. Сегодня с «Водоканалом» достигнута договоренность – воду в домах, которые обслуживает «Питер Дусман», отключать больше не будут. Сейчас идет массовое подписание договоров об обслуживании домов с новым управленцем. После того как состоится оформление бумаг, все деньги за коммунальные услуги будут идти через жилкомсервис, то есть напрямую поставщику – ТГК-1, минуя «Питер Дусман».



А так хорошо начиналось…

Все началось с того, что однажды власти решили, что жилищно-коммунальное хозяйство, пусть даже ветхое, можно превратить в прибыльное предприятие, причем без дополнительных расходов для самих жильцов. В этом было убеждено руководство германского концерна, рискнувшего создать в Санкт-Петербурге альтернативные ЖЭКи. Немецкий концерн «Питер Дусман» пришел в Петербург по приглашению Жилищного комитета городской администрации в 2004 году. Однако наладить бизнес в Петербурге они не смогли, несмотря на то что предприятия концерна существуют в 46 странах мира.

Проект вызвал в городе интерес – а вдруг у немцев получится сдвинуть ситуацию с реформой ЖКХ и повышением качества услуг с мертвой точки? Правда, потянулись странные слухи о компании, вроде как развалившей управление жильем где-то в Германии, или даже не развалившей, а снятой с должности по заявлениям жильцов. В общем, ситуация была неоднозначной, как в известной поговорке – то ли он украл, то ли у него украли… Но значения этому тогда не придали, слухи благополучно забылись, и «Питер Дусман» получил в управление значительную часть жилого фонда в центральной части города (Адмиралтейский район), а также ряд других кварталов (в частности, во Фрунзенском районе – в новостройках) без каких-либо тендеров. Почти во всех домах были созданы ТСЖ, только жильцы об этом ничего не знали. Не было общих собраний, выборов председателей и прочих руководителей на местах – понадеялись на немецкое качество и аккуратность. Во многих домах, переданных «Дусману», имелись помещения, которые можно было сдавать в аренду под офисы. Управляющая компания привела эти площади в товарный вид и начала получать за сдачу их в аренду весьма приличные суммы. Жители же, создавшие ТСЖ, оказались в стороне. Так и пошло, что в различные органы посыпались жалобы от жильцов на плохую уборку мусора, лестниц, отключение воды и многое другое.



Одной спецодежды мало…

В компании же были уверены в одном: визит сантехника для горожан должен быть событием приятным. «Самое главное – быть вежливыми с людьми», – с этих слов начиналось каждое утро для домашних мастеров на все руки, таких, как сантехники, электрики, дворники германского концерна, пришедшего на рынок коммунальных услуг Петербурга и стремившегося сделать революцию в ЖКХ. Дисциплина и исполнительность – это главное, чего требовали от своих рабочих немецкие начальники. Только так, по их мнению, можно разрушить нынешнюю систему коммунального хозяйства и на ее обломках построить новую. Сотрудников отечественных ЖЭКов на работу в «Питер Дусман» не брали принципиально.

Жители домов с изумлением глядели на нарядных людей. Таких сантехников, да еще в таком количестве, здесь не видели никогда. Однако затопленные подвалы, зловонные парадные и забитая канализация давно стали обычной средой их коммунального существования. Каждая новая власть обещала навести порядок, но до сих пор менялись только суммы на квитанциях по квартплате. Поэтому за иноземным опытом наблюдали скептически и с выводами не спешили.

«О немецком качестве мы наслышаны, но здесь пока видны только первые сдвиги. Надеемся, что все-таки все будет хорошо», – сказал тогда жилец одного из домов. За ходом эксперимента внимательно следили и в городской администрации. После того как Смольный объявил конец государственной монополии на жилкомхоз, все ЖЭКи просто сменили вывески и объявили себя акционерными обществами. А в Адмиралтейский район пришел частный бизнес. Стоит признать, что «Питер Дусману» достался не самый лучший жилой фонд, в основном жилье дореволюционной постройки, которое требовало значительных капиталовложений. На первом этапе они составили порядка 2 миллионов евро.



Настоящее и будущее

Но выяснилось, что такие затраты не по плечу немецкому концерну. На сегодня ситуация такова: петербургский «климат» оказался не подходящим для немцев. Когда задолженность перед энергетиками достигла суммы около сорока миллионов, представители компании пропали из поля зрения. В офисе компании начались милицейские проверки по выявлению растрат, в некоторых микрорайонах до сих пор пропадает горячая вода, отключают тепло. К таким злосчастным точкам относятся Альпийский переулок, Бухарестская, Купчинская и Софийская улицы. Пока прогнозы на будущее не обнадеживают. Отключение тепла в домах, которые обслуживает «Питер Дусман», будут продолжаться, потому что долг управляющей компании очень велик.

Некоторое время назад состоялись переговоры между представителем компании «Питер Дусман» Эриком Хаггером и нашими представителями ЖКХ, однако конструктивного разговора пока не получилось. В ближайшее время председатели ТСЖ Фрунзенского района, заключившие договор с немецкой компанией, соберутся обсудить перспективу срочного разрыва отношений с управленцами. Подобная ситуация сложилась и в Адмиралтейском районе, где долг «Питер Дусмана» за воду составляет около 30 миллионов рублей. Кто виноват? Эксперты считают, что в Петербурге рынок коммунального хозяйства продолжает работать по советским принципам. Условий, чтобы бизнес вошел в сферу коммунального хозяйства, не было и нет. Формальные изменения в ЖКХ не могут создать хорошего поля для иностранных инвестиций. Как только в концерне «Питер Дусман» поняли, что почва для развития бизнеса не готова, направление закрыли. В итоге вся реформа ЖКХ свелась к созданию ТСЖ и превращению жилконтор в ОАО «ЖКС», интересы которых лоббируют чиновники.

Впрочем, история с «Питер Дусманом» – не первая в ряду подобных. Два года назад в ЖКХ города пришли около 200 представителей малого бизнеса, которые хотели конкурировать с жилкомсервисами. Сейчас осталось только 40 компаний, из тех, кто давно работает на рынке. В городе работает еще одна компания с зарубежным капиталом – литовская «Сити-Сервис». Начало ее деятельности напоминает парадный вход в ЖКХ «Питер Дусмана». В марте «Сити-Сервис» установила рекорд среди частных организаций, участвовавших в конкурсах на обслуживание. По 9 лотам из 11 компания стала победителем, теперь на ее обслуживании более 3 миллионов квадратных метров.

Но пока литовская компания также несет убытки, а наши жилищники обдумывают, каким образом привлекать иностранные инвестиции. Однако уход «Питер Дусмана» отрицательно скажется на привлечении внешних капиталов в сферу отечественного ЖКХ. В настоящее время в Санкт-Петербурге идет выбор новых управляющих компаний.
 

Ирина ВАСИЛЬЕВА
   
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.