Содержание сайта
Поиск на сайте:   

Главная > Новости > Обзор основных событий...

Новости

17 сентября 2007 г.

Обзор основных событий в ЖКХ за период 10-16 сентября 2007 года

Обзор основных событий в ЖКХ за период 10-16 сентября 2007 года

Федеральный центр

 

Заметными событиями прошлой недели стали: Интернет пресс-конференция теперь уже и.о. Министра Регионального Развития РФ В.А.Яковлева на тему реформирования ЖКХ и подготовка к зиме, состоявшаяся 10 сентября; его же выступление 13 сентября на заседании правительства России; интервью директора департамента территориального развития Минэкономразвития Р.Мукумова на тему порядка финансирования капремонта домов из Фонда содействия реформе ЖКХ.

 

В. Яковлев: подготовка к зиме - полностью прерогатива местных органов власти

 

На прошедшей Интернет пресс-конференции и.о. министра Минрегиона РФ В. Яковлев отметил, что наибольшее беспокойство по подготовке к зиме вызывают Корякский округ, Камчатка, Приморский регион, Хабаровский край, Мурманская и Архангельская области, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия. Правда, по уверению и.о. министра, муниципалитеты, проводящие подготовку к зиме, не ходят с протянутой рукой, но профинансировано, по его же данным, только порядка 130–140 млрд. рублей из запланированных 230–240 млрд. (или 56–58%). Как выразился топ-чиновник РФ, отвечая на вопрос о точных данных финансовых затрат на подготовку к зиме 2007–2008 г., «это очень большие цифры, они связаны и с капитальным ремонтом, и с подготовкой к зиме, в принципе связаны с жилищно-коммунальным хозяйством». Иными словами, руководитель Минрегиона не ответил на вопрос, сколько именно затрачено средств на подготовку к зиме и имеет только приблизительное представление. Подготовка к зиме – это же дело муниципалитетов. Отметим, что в России это дело муниципалитетов с неприемлемо низкой бюджетной обеспеченностью, особенно в малых городах и сельских поселениях. Видимо, приблизительное представление в Минрегионе имеется и о том, что же они реформируют. По словам Яковлева, есть две проблемы: есть собственники жилья, но нет института собственников и есть ДЭЗы, ЖЭКи, райжилуправления, но нет эффективных управляющих компаний. Под институтом собственников и.о. министра, очевидно, понимает товарищества собственников жилья (ТСЖ), а под эффективными управляющими компаниями нечто вроде КЭС, РКС и Европейского водного партнерства. Соответственно, выделяются два направления реформы: создание ТСЖ и избавление от неэффективных муниципальных структур ЖКХ, которые сплошь я рядом в долгах как в шелках и создание на их базе эффективных частных управляющих компаний. Однако в ТСЖ, по словам Яковлева, люди опасаются идти, так как в этом случае за всё надо платить самим, а они к этому не готовы, и на государство надежды больше нет. Да и действующие ТСЖ, добавим от себя, в какой регион ни посмотри либо должники и к зиме подготовиться как следует не умеют, либо фиктивные организации. Успешно действует лишь небольшое количество ТСЖ, где проживают граждане с высоким уровнем доходов и потребления. Но, ведь, не вся Россия состоит из зажиточных горожан. При этом, отметим, что и.о. министра считает, что если отметить налог на прибыль и НДС с ТСЖ, то жители России обязательно пойдут в ТСЖ, как будто бы всё дело только в этих двух налогах и организационных ограничениях на создание и ведение ТСЖ. Нечего сказать, оптимистичная оценка. С управляющими компаниями ситуация ещё веселее. Вот что говорит Яковлев: «Полно различных муниципальных структур, которые на сегодняшний день продолжают заниматься эксплуатацией и оказанием услуг коммунальных в жилищно-коммунальном хозяйстве. Они, как правило, носят убыточный характер. 300 млрд. руб. - кредиторская и дебиторская задолженность. Мы задаем вопрос, уважаемые коллеги, руководители регионов, местных органов власти: зачем вам такие структуры, давайте мы их ликвидируем и на базе их создадим нормальные конторы, которые будут оказывать эту услугу». Что значит в данном случае создать нормальную контору на базе существующей неэффективной? По-видимому, комплекс мер предполагает: изменить организационно-правовую форму (титульное изменение), назначить (или поставить, как кому угодно) в организацию частного собственника (не случайного!), оставить того же самого сантехника дядю Ваню или заменить при случае его на трудового мигранта (желательно нелегального, так фонд заработанной платы сразу же эффективно уменьшается) и вперед на существующей материально-технической базе оказывать более качественные жилищно-коммунальные услуги. Дел-то всего. Правда, придётся повысить тарифы на ЖКУ, иначе частные инвестиции не пойдут. И о чём на Интернет пресс-конференции явно забыл сказать и.о. министра, что такую реформу ЖКХ должны оплатить граждане, в интересах которых эта реформа, несомненно, проводится. Да не просто оплатить, а вывернуть все свои карманы и сказать спасибо реформаторам.

 

Капремонт домов может завершиться только заменой лифта

 

Заметным событием недели стало интервью «Российской газете» директора департамента территориального развития Минэкономразвития Р.Мукумова. Он уточнил основные идеологические моменты деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ. Во-первых, по его словам, «жители сами определяют, какие работы им нужны и в каких объемах, причем исходя из собственных возможностей и из того, что им придется заплатить не менее пяти процентов сметной стоимости. При этом они ориентируются на перечень видов ремонтных работ, приведенный в федеральном законе». Перечень работ в законе выглядит так: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения; установка приборов учета и узлов управления; ремонт или замена лифтов, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвалов; утепление и ремонт фасадов. Отметим, что есть разница между понятиями «ремонт» инженерных систем и их «заменой». Кроме того, укрепление несущих конструкций дома не вошло в перечень. Получается, что капремонт дома оказывается на поверку неполноценным. Предположим, после проведения работ по капремонту дома в соответствии с законом о Фонде содействия реформирования ЖКХ происходит деформация несущих конструкций, вызванная превышением нормативного срока их службы, а также, возможно, обусловленная конкретными условиями их эксплуатации (во многих домах постройки 60-70-х годов не проводилось ни текущих, ни тем более капитальных ремонтов), дом в соответствии с новыми правилами (Постановление Правительства РФ от 02.08.2007 № 494) признается непригодным для проживания и подлежит сносу. Соответственно, государственные деньги и деньги собственников помещений многоквартирного дома оказываются потраченными впустую. Кроме того, чтобы определить необходимость и объемы работ по капремонту дома, жильцы должны произвести оценку состояния их строения. Если выясниться, что нужно менять перекрытия и производить укрепление несущих конструкций, то им придется либо производить эти работы за свой счёт, либо добиваться признания их дома аварийным и участвовать уже в другой программе. Очевидно, что большинство жителей «хрущёвок» и панелек 70-х годов не смогут самостоятельно финансировать эти работы, а также испытают существенные трудности с признанием их дома аварийным. Во-вторых, Мукумов отмечает, что главная задача закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ состоит в том, что «сформирован механизм для проведения ремонта в дальнейшем. Уже не за счет муниципалитетов, не за счет субъекта. Средства должны будут направлять сами жильцы, чтобы поддерживать дом в том состоянии, которое будет достигнуто в результате разового, но мощного вливания средств». Иными словами и помимо прочего, высокий чиновник Минэкономразвития сказал, что в 2012 году (после прекращения в соответствии с законом деятельности Фонда) государство снимает с себя всякую ответственность за содержание жилищного фонда страны и цена этого вопроса – 240 млрд. рублей. Отметим, что чиновники Минрегиона говорят, как минимум, о 2 трлн. рублей, необходимых на проведение капремонта жилищного фонда. Прочее же состоит в том, что деньги Фонда на капремонт многие регионы и территории могут и не получить. Дело в том, что условия получения средств на капремонт домов, которые государство задолжало своим гражданам, не проводя многие годы реформ вообще никаких мероприятий по текущим и капитальным ремонтам, в законе сформулированы в форме ультиматума. Чтобы получить деньги, в регионе (муниципалитете) должны быть проведены следующие мероприятия.

 

1. Тотальная приватизация коммунального комплекса региона и муниципалитета.

 

2. Образование ТСЖ, в которые люди не хотят идти, не менее чем в 5% многоквартирных домов региона, муниципалитета при условии увеличения количества ТСЖ до 1 января 2010 года не менее чем в 10% таких домов и до 1 января 2011 года не менее чем в 20% домов.

 

3. Монетизация субсидий на оплату ЖКУ.

 

4. Снятие перекрестного субсидирования в части тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для разных групп потребителей.

 

5. Прекращение предоставления государственных и муниципальных дотаций организациям коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов коммунальной инфраструктуры.

 

6. Установление не позднее 1 января 2010 года тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, которые необходимы для реализации их производственных программ и инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры.

 

7. Долевое финансирование капремонта со стороны субъекта РФ, муниципалитета и граждан.

 

Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ внесен президентом РФ В.Путиным, поддержан большинством Государственной Думы и как должное встречен региональными властями. Реакция населения на закрепленные в законе меры неизвестна. Видимо предполагается, что народ должен рукоплескать. Ведь, 240 млрд. рублей уже реально выделены президентом. Остаётся только их быстрее получить.

 

Региональные события

 

Как сказал на Интернет пресс-конференции и.о. министра В.Яковлев, подготовка к зиме в 2007 году обращает на себя особое внимание властей. Год-то выборный. И в этом трудно сомневаться. Мы же обратим внимание та те тенденции, которые в регионах приобретают всё большее звучание.

 

Сталина бы на ЖКХ…

 

Так озаглавил своё сообщение с расширенного заседания правительства Хабаровского края, проведенного губернатором В. Ишаевым, журналист Федор Рублев. Министр ЖКХ края Н.Чаткин в своем выступлении назвал две главные проблемы ЖКХ – задолженность населения предприятиям ЖКХ (свыше 2 млрд. руб. или около 60% от общей дебиторской задолженности отрасли) и слабую неплатежеспособность муниципальных властей (из 644 млн. рублей кредитов на 20 августа пока отдали лишь 112 млн. рублей или 17%). По этому поводу, как отмечает Федор Рублев, губернатор предложил министру перестать принимать «решения, которые ничего не решают», и подумать в качестве свежих подходов, к примеру, о создании в каждом районе своеобразного мини-казначейства, которое бы взяло финансовые потоки в отрасли в свои руки. Выступление директора ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» С. Башкирова ещё больше расстроило В. Ишаева. Оказалось, что даже центральные районы Хабаровска, Комсомольска и Совгавани в настоящий момент полностью исчерпали свои трансформаторные мощности. В результате показатель сбоев в прошлую зиму возрос с 5 до 30 (в 6 раз). Выслушав еще нескольких ораторов, В.Ишаев выразил особую тревогу по поводу квалификации кадров на низовом уровне, что ставит под удар всю выстроенную краевыми властями с 1991 года систему подготовки к зиме.

Амурская забастовка

Не лучше обстоят дела по подготовке к зиме в Амурской области. Рабочие МУП ЖКХ «Надежда» Зейского района с 5 сентября объявили о начале бессрочной забастовки. Основная причина - пятимесячная задолженность по заработной плате. Как сообщается, к началу отопительного сезона не готово большинство сельских котельных, которые обеспечивают теплом школы, детские сады, больницы, клубы. Такая слабая подготовка к зиме произошла из-за того, что коммунальщики задолжали энергетикам 5 млн. рублей. После окончания отопительного сезона электроэнергия была отключена во всех котельных Зейского района, а поэтому сделать полноценный ремонт не было возможности. Однако готовиться к зиме не прекращают. Без зарплаты и без электричества коммунальщики продолжают трудиться на некоторых участках МУП ЖКХ. 6 сентября без объяснения причин добровольно сложил с себя полномочия главы района Геннадий Кузин.

В целом, в Амурской области на 123 котельных продолжают действовать режимы отключения и ограничения энергоснабжения. По данным филиала Амурэнергосбыт ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», на данный момент общая сумма задолженности коммунальных предприятий области превышает 125 млн. рублей.

Якутские проблемы

По сообщению пресс-службы Энергосбыта АК «Якутскэнерго», готовность объектов промышленности г.Якутска к зиме составляет 9%, прочих организаций – также 9%. По данным тепловой инспекции Якутского отделения Энергосбыта на 11 сентября, из 1373 жилых домов в г.Якутске, получающих тепло от источников АК «Якутскэнерго», технически готовыми признаны 735 домов (55%). Это ниже уровня показателей прошлого года: на 12.09.2006 г. техготовность составляла 71%. Серьезной проблемой, тормозящей подготовку энергетиков к зиме в нынешнем сезоне, стали долги управляющих компаний и ТСЖ г.Якутска. Управляющие компании (УК) и ТСЖ столицы Якутии задолжали энергетикам за тепло и горячее водоснабжение около 150 млн. рублей. Отметим, что популяризация и создание ТСЖ являются одними из приоритетных направлений реформы ЖКХ и важным условием для получения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Сложная ситуация сложилась в якутском городе Нерюнгри. После банкротства 5 марта 2007 года МУП ДЕЗ прекратил обслуживание жилищного фонда. Жители района остались должны ДЕЗу 198 млн. рублей. Обслуживание жилищного фонда города приняли на себя частные УК. Возникла ситуация, когда население должно вернуть деньги ДЕЗу, который в течение многих лет оказывал услуги в долг. С другой стороны, действующие управляющие компании, которые сегодня обслуживают дома, набирают долги за оказываемые услуги. В ситуации неразберихи население города предпочитает дождаться завершения разборки между МУП ДЕЗ и УК и не торопится платить за ЖКУ: уровень платежей существенно снизился.

Тверские неурядицы

7 сентября в Твери ТГК-2 провела пресс-конференцию, на которой было заявлено, что с 1 декабря компания расторгает договор с администрацией Твери об аренде тепловых сетей. С этого времени мэрия сама должна будет организовать теплоснабжение города: распоряжаться сетями станет МУП «Тверьтеплоэнерго», которое при этом находится в конкурсном управлении. К тому же ещё энергетики обнаруживали бесхозные тепловые сети в процессе текущей эксплуатации и при гидравлических испытаниях систем отопления. На сегодняшний день известно о 22 жилых домах, подключенных к «ничьим» тепловым сетям. С учетом непростых отношений мэрии Твери с ТГК-2 организация обслуживания теплосетей МУП «Тверьтеплоэнерго» вызывает у многих горожан серьезное беспокойство.

Московские дела

На неделе столичные власти объявили о масштабном плане акционирования (читай – приватизации) столичных ДЕЗов. Мэр Москвы Ю.Лужков первым делом заверил, что стоимость услуг ЖКХ из-за приватизации ДЕЗов не увеличится, а коммунальщики будут, как и прежде, получать дотации из городского бюджета. Программа акционирования рассчитана на два года, в течение которых все городские ДЕЗы поменяют организационно-правовую форму. Что имел в виду Лужков, говоря о том, что стоимость ЖКУ не возрастет, остается только гадать, так как повышение тарифов на ЖКУ в Москве распланировано уже на три года вперед. В январе 2008 года москвичей ждет очередной рост квартплаты. По сообщению РИА «Новости», в 2007 году за субсидиями уже обратились 967 тысяч 461 человек (приблизительно 9% населения столицы). На сегодняшний день жилищные субсидии получают более 464 тысячи столичных семей, большинство из которых – пенсионеры. Средний размер субсидии на семью составляет 784 рубля 74 копейки, при этом среднее начисление за предоставленные жилищно-коммунальные услуги на семью равняется 990 рублям 26 копейкам.

Владимир Попов

www.gkh-reforma.ru

   
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.