Вход на сайт:     пароль:       - регистрация на сайте    - напомнить пароль  
Содержание сайта
Поиск на сайте:   

Главная > Новости > Коммунальные резервы

Новости

25 июля 2007 г.

Как эффективно потратить средства, чтобы миллионы людей почувствовали заботу?

Коммунальные резервы


Озвученная в послании президента обеспокоенность за состояние дел в жилищно-коммунальной сфере, его предложение направить из федерального бюджета 250 млрд. руб. на капитальный ремонт и переселение людей из ветхого и аварийного фонда вызвали огромный интерес и озабоченность как чиновников, так и простых граждан. Как эффективно потратить эти средства, чтобы миллионы людей почувствовали эту заботу? Кто должен быть их получателем?

Об этом и шла речь на совещании: «О строительстве жилья, реформировании жилищно-коммунального хозяйства, переселении граждан из жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, капитальном ремонте многоквартирных домов и подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2007–2008 года в субъектах Сибирского федерального округа», которое состоялось в Кемерово. В его работе приняли участие полномочный представитель президента Анатолий Квашнин, помощник президента РФ Игорь Шувалов, руководитель федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик. В числе представителей Иркутской области в совещании принимал участие директор департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи областной администрации Пётр Воронин. В беседе с нашим корреспондентом он коснулся наиболее острых вопросов, поднятых на совещании.

- Пётр Александрович, цифра 250 млрд. руб. простому обывателю ни о чём не говорит, да и растянуты эти миллиарды на четыре года. А что будем иметь на сегодня?

- Десять миллиардов из этой суммы выделяется на 2007 год, из них 5 млрд. руб. на капитальный ремонт жилфонда и столько же на снос аварийного жилья. Иркутской области запланировано 341 млн. руб., из которых 170 млн. руб. на капитальный ремонт жилого фонда.

Основной подоплёкой совещания стало распределение оставшихся 240 млрд. рублей. По этому поводу выступил помощник президента Игорь Шувалов, он же руководитель рабочей группы, которой поручено отрабатывать все вопросы выделения денежных средств и контролировать их использование. Вёл он речь о законе «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», кстати, уже принятом Госдумой во втором чтении. В нём прописаны подходы государства по распределению денежных средств. Эти 240 миллиардов будут распределяться по условиям, обозначенным в законе.

Отмечу лишь наиболее важные. На территории муниципального образования, равно как и самого субъекта, не должно быть госпредприятий (речь о коммуналке), доля уставного капитала которых превышает 25%. Работает, скажем, в муниципальном образовании десяток предприятий по обслуживанию коммунального комплекса, все они должны быть в частной собственности. А если форма собственности смешанная, то государственной не свыше 25%. Это относится и к жилищным структурам, предприятиям, работающим на эксплуатации жилья: ЖЭКи, ДЭЗы, управляющие компании…

- Значит ли это, что Иркутск с его четырьмя управляющими компаниями со 100-процентным муниципальным капиталом из этого фонда денег не получит?

- Да, Иркутск по этим условиям не проходит. Но это ещё не всё. На территории муниципального образования должно быть в 2008 году не менее 10% товариществ собственников жилья (ТСЖ). Не выдерживает субъект этого условия – денег не получает. Дальше – больше: если в 2008 году муниципальное образование имеет 10% ТСЖ, то уже в 2009 году их должно быть не менее 30%. То есть государство делает ставку на ТСЖ, считает лучшим вариантом передать деньги товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам или управляющим компаниям. Все эти схемы сейчас обсуждаются в правительстве и Госдуме.

- Лично вы такой вариант одобряете?

- Не совсем. В ЖКХ сегодня остро не хватает специалистов, профессиональных управленцев. А ведь мы просто вынуждены будем создавать эти товарищества, чтобы попасть под условия. А где гарантия, что к их руководству не придут люди, которые захотят на этом поживиться? Не исключаю, что они появятся и будут претендовать на должность руководителя ТСЖ. Как можно проконтролировать, насколько эффективно они будут использовать выделяемые денежные средства? Посыл у разработчиков закона такой: пусть собственники сами контролируют. Но мы-то на собственном опыте знаем, каким будет этот контроль. Уже сегодня на вновь вводимых домах индивидуальной застройки в микрорайонах Изумрудный, Таёжный, Иркутский сталкиваемся с фактами, когда люди между собой ни в чём не могут разобраться, завалили департамент письмами, жалобами. Достичь единодушия в ТСЖ, да ещё когда не подготовлена почва, профессиональные управленцы, весьма не просто. Одних проблем с ремонтами – воз и маленькая тележка. Это нас особо беспокоит. Как, впрочем, и то, что согласно пока ещё не принятому закону на территории муниципального образования не допускается бюджетное финансирование за коммунальные услуги. То есть граждане за всё должны платить сами. Но как могут осилить это, скажем, жители пос. Тайтурка Усольского района, жилища которых обслуживает теплоисточник на жидкостном топливе. Цена 1 Гкалл там бешеная, никакой зарплаты, не говоря уже о пенсии, не хватит, чтобы рассчитаться только за тепло и горячую воду. Эти и ряд других условий будут иметь серьёзные проблемы.

- Пётр Александрович, на кемеровском совещании рассматривался вопрос о подготовке к предстоящему отопительному сезону. Какие изменения ожидаются в этой системе?

- В системе подготовки пока ничего не изменилось. В феврале-марте мы заслушали территории об итогах отопительного сезона, после осуществили 22 комиссионных выезда на территории, скажем так, с предполагаемыми сложностями в подготовке к зиме. В список попали 73 населённых пункта, которые взяты на особый контроль и которым выделяется финансовая помощь из областного бюджета. Цена этой помощи, по нашим подсчётам, выливается в 688 млн. руб. С учётом 178 млн. руб., которые предполагаем получить из федеральной казны, сумма весьма солидная, направлена она будет на подготовку к зиме.

- В основном это северные территории, не так ли?

- Не только. Мы практически никогда не оказывали помощи г. Шелехову. В этом году туда выделено 15 млн. руб. Деньги пойдут на капитальный ремонт теплового луча диаметром 700 мм, который не перекладывался со дня строительства и на котором в последний отопительный сезон произошли три аварии. В пос. Култук чуть ли не полный износ оборудования на котельной «Перевал». На неё, а также ремонт тепловых сетей выделяется 1650 тыс. рублей. Серьёзное состояние по наружным тепловым сетям, а также «внутрянке» на территории г. Тайшета. Ему выделяем 20 млн. руб., а при поступлении денежных средств из федерации будем добавлять. Чтобы исправить ситуацию, Тайшету понадобится два-три года, как минимум. Острая с точки зрения износа инженерных коммуникаций ситуация в посёлках Артёмовский, Балахнинский, Кропоткин, Перевоз Бодайбинского района. На их ремонт планируется выделить 20 млн. руб.

- В последние два-три года место отстающего на коммунальной ниве Усть-Кута прочно занял Тулун. Действительно ли там всё так плохо?

- С точки зрения проблем, сложностей Тулун действительно выходит на первое место среди муниципальных образований. Там проблема главным образом связана с процедурой банкротства гидролизного завода, котельная которого отапливает два микрорайона – Строителей и Гидролизников. Третий, Угольщиков, обеспечивается муниципальной котельной. Теплоисточник гидролизников, мощность которого 160 тонн пара в час, мог бы обеспечить все три микрорайона, если бы завод продолжал жить как в прежние советские времена. Исходя из рационального использования, можно было бы перевести м/р Угольщиков на эту котельную. Но предприятие находится на стадии банкротства, прогнозных оценок его дальнейшей судьбы сегодня никто не даст. Да, инвесторы по-прежнему проявляют к нему интерес, но в своих корыстных целях. Как, впрочем, и сама дирекция предприятия. В прошлом году руководство завода запросило на ремонт котельной 21 млн. руб. Наши обследования показали, что за глаза хватит и 8 миллионов. Фактически завод получил пять миллионов.

Проблема и в том, что власти города задолжали гидролизному в позапрошлом отопительном сезоне 14 млн. руб. Но ни область, ни муниципалитет напрямую не могут выделить эти деньги на капитальный ремонт теплоснабжения гидролизного завода. Поэтому мы выделяем бюджетный кредит, а муниципалитет направляет эти деньги заводу как расчёт за задолженность. Завод же в свою очередь берёт на себя обязательство подготовить теплоисточник к зиме. Как это получится, покажет предстоящий отопительный сезон.

Чтобы население не подвергалось стрессам, мы вынуждены были пойти на увеличение мощности муниципальной котельной с подключением к ней микрорайонов Строительный и Гидролизников. Нынче планируем выполнить реконструкцию трёх котлов и увеличить располагаемую мощность с 32 до 45 Гкалл /час, спроектировать и приступить к строительству двухкилометровой теплотрассы, которая и свяжет эти два микрорайона с котельной МУП.

- Где наиболее активно ведутся работы по подготовке к отопительному сезону?

- В Саянске, Ангарске, Усть-Куте всё делается тихо, спокойно, планомерно. Лично я посмотрел Алзамай, Бирюсинск, Тайшет… Алзамаю выделено 7 млн. руб. на ремонт тепловых сетей. Стабильно ведутся работы в Нижнеудинске, там и сети, и теплоисточники в ремонте. Сейчас наша задача побывать во всех 73 проблемных населённых пунктах и ещё раз оценить ситуацию на местах. Финансирование тоже идёт согласно графику. Сейчас подготовлен четвёртый транш на 196 млн. руб.

- Суть жилищно-коммунальной реформы, не устают повторять её изобретатели и проводники, не в повышении коммунальных тарифов, а в сокращении издержек на эксплуатацию жилья и социальных объектов. Насколько мы продвинулись в этом направлении?

- Если бы не сработали внедряемые энергосберегающие технологии, то нам вряд ли удалось бы провести серьёзные работы по реконструкции теплоисточников и практически до нуля свести предпосылки к авариям, а также значительно снизить потребление угля. В отопительный сезон 2001 – 2002 года в области было разморожено 157 жилых домов, произошли две чрезвычайные ситуации. Уже два-три года мы наблюдаем хоть какую-то стабильность. По крайней мере, в последний отопительный сезон мне не приходилось выезжать на аварийные ситуации, потому что их просто не было.

На конец прошлого отопительного сезона в области работало 1139 теплоисточников, нынче будем запускать в работу 1088. За год закрыли 60 котельных, что позволило за отопительный сезон сэкономить 152 тыс. тонн угля. И это не потому, что зима выдалась тёплой. Только за счёт реконструкции переданных в муниципальную собственность теплоисточников количество сжигаемого угля уменьшилось на 96 тыс. тонн. Взять тот же Усть-Кут, который до сих пор вспоминаю, как кошмарный сон. Утром прихожу на работу и за рапорт: температура наружного воздуха -430, температура теплоносителя на подаче +510 (хотя должна быть +880), на обратке +420. Чтобы стабилизировать ситуацию, туда суммарно было направлено 450 млн. руб.

- Раз уж коснулись топливной темы, несколько слов о проблемах северного завоза.

- Завоз уже осуществляется. Прошли конкурсы на поставки, определены победители, в пределах 150 тыс. тонн угля уже находится на складах Мамы, Бодайбо, Киренска. Отгружаются и нефтепродукты. Задача поставлена жёстко: к 1 сентября обеспечить минимальную потребность топливом – на 20 – 25 суток. Всего же потребуется на отопительный сезон ориентировочно 1,1 млн. тонн угля. Хотя снижение произойдёт, и это очевидно, так как нынче предстоит закрыть ещё девять котельных.

- Пётр Александрович, мы как-то обошли вниманием областной центр. Как готовится к зиме Иркутск?

- Особой озабоченности город Иркутск не вызывает, хотя проблемы здесь есть. Они больше организационного плана, процедурные. Прежде всего, это взаимоотношения управляющих организаций с ОАО «Иркутскэнерго». Нет пока твёрдых договорных отношений между тем, кто производит и поставляет теплоэнергоресурсы, и теми, кто их потребляет. Отрадно, что за последние пару лет город серьёзно прирастил работы, связанные с заменой инженерных сетей. И как положительный факт хочу отметить заход на них «Иркутскэнерго». Очень своевременно взялись энергетики за прокладку теплотрассы от Ново-Иркутской ТЭЦ на правый берег Ангары. С её вводом освобождается электроэнергия, которая будет передана потребителям в этих дефицитных на данный момент районах. При этом будут сняты ограничения по теплоснабжению, что позволит строить новые жилые кварталы.

В заключение хотелось бы вернуться к кемеровскому совещанию. В протокольном его решении органам исполнительной власти и хозяйствующим субъектам рекомендован ряд конкретных действий, направленных на подготовку к новому отопительному сезону. При этом особое внимание обращено на проведение ремонтных работ объектов теплоснабжения, основного и вспомогательного отопительного оборудования, котельных, сетей, запасы топлива, подготовку квалифицированного персонала по эксплуатации оборудования, активное взаимодействие с Фондом содействия реформированию ЖКХ.

Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который, я уверен, вскоре будет принят, государство как бы отдаёт нам старые долги. Берите и ремонтируйте свои дома. Но реально эти деньги могут прийти лишь тогда, когда в наших домах появятся нужные структуры: ТСЖ, управляющие организации.

Беседу вёл Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА
   
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.