Содержание сайта
Поиск на сайте:   

Главная > Новости > Жить ДОСТойно

Новости

23 января 2007 г.

Статья

Жить ДОСТойно

РСП ОАО «Дирекция объединенных строительных трестов» (ДОСТ) – пожалуй, самое титулованное из ангарских жилищных предприятий. Еще в 2004 году ДОСТ занял первое место на региональном и третье на Всероссийском конкурсе Госстроя России. В июне 2005 года на Всероссийском конкурсе «Российский коммунальный стандарт» ДОСТ стал обладателем призовых мест в номинациях «Лучший проект в сфере ЖКХ» и «Лучшее предприятие ЖКХ по соблюдению принципов социальной ответственности» (в конкурсе участвовали более 600 предприятий из 130 городов России). Пожалуй, это еще и пока единственное предприятие жилищной сферы, чьи руководители именно за достижения в обслуживании жилья представлены к правительственным наградам.

Паспорт управляющей компании

РСП ОАО « ДОСТ» осблуживает в Ангарске 355 жилых домов 1948 года постройки и моложе. 90 домов – ветхое и аварийное жилье. На территории живет 43 тысячи человек. До осени 2006 года ДОСТ, обслуживая 937 тысяч кв. м жилья, оставался самой крупной управляющей компанией Иркутской области.

Штат управляющей компании – 38 человек. Общая численность работающих, включая управдомов и рабочих, нанятых ими – 450 человек.

Пожалуй, ДОСТ еще и самое известное из региональных предприятий жилищной сферы. Управдом Лидия Вяткина, водившая Бориса Говорина по подвалам 15-го микрорайона, и гендиректор ДОСТа Владимир Мунтян (ныне председатель совета директоров «ДОСТ» и одновременно советник мэра по ЖКХ) несколько лет для журналистов были живым воплощением и главными символами перемен в сфере ЖКХ. По дворам и подъездам, обслуживаемым ДОСТом, ходили тогда еще зампред Госстроя Сергей Круглик и губернатор Александр Тишанин, полпред президента в СФО Анатолий Квашнин и руководитель департамента ЖКХ министерства регионального развития РФ Леонид Чернышов, мэры многих городов Сибири и множество телекомпаний. В Ангарске ДОСТ – «пилот № 1»: именно с этой частной компанией мэрия заключила самый первый договор, отдав отважным иркутянам микрорайон хрущовок на болотистых почвах. Микрорайон, жилье в котором после того, как ДОСТ привел его в порядок, стало дорожать гораздо стремительнее, чем в соседних.

Сегодня, скромничая, генеральный директор РСП ОАО «ДОСТ» Дмитрий Карпущенко говорит, что в структуре и системе работы предприятия не осталось ничего по-настоящему уникального: все элементы в той или иной форме повторены другими управляющими компаниями Иркутской области. Но нельзя не признать, что очень во многих начинаниях ДОСТ был первым в регионе.

ДОСТ-пионер:

Первыми ввели институт управдомов – частных предпринимателей, ответственных за сохранность жилых домов.

Первыми заключили договор о патрулировании территории с частным охранным агентством.

Первыми – в 2003-2004 году – ввели пообъектный учет поступления квартплаты и затрат. Систему для учета затрат по каждому дому разрабатывали и оттачивали сами – это комплекс связанных таблиц в Excel с накопительными итогами.

Первыми принципиально отказались от использования упрощенной системы налогообложения, поставив себе задачу доказать, что и при обычной системе налогообложения обслуживание жилья может быть рентабельным и прибыльным бизнесом.

Первыми организовали прием квартплаты на собственном сайте www.uprawdom.ru и первыми начали переговоры с банками об организации приема квартплаты с банкоматов.

Первыми стали регулярно выпускать и распространять среди жильцов информационные листки: «Вести 15 микрорайон» и «Квартальские Вести», выросли из листовок А4 в полноценную ежемесячно выходящую газету.

Стали первой жилищной организацией региона, которая смогла взять банковский кредит – на эти средства приобретаются приборы учета тепла и горячей воды.

Первыми собрали общественный совет при управляющей компании и начали отчитываться о проделанной работе и обсуждать с представителями каждого дома перспективы благоустройства их дворов.

Первыми и единственными пока, предоставили стены своих ЖЭКов для детских работ, ребят из художественной школы. Прошло уже 5 выставок, одна из них в здании администрации АМО г. Ангарска. На очереди следующий детский вернисаж.

Трест – из банкротов в лидеры

Все ангарские пилоты начинали с территории одного муниципального жэка или жэу. «ДОСТ», отработав бизнес-процесс в одном ангарском микрорайоне, получил от мэра города Евгения Канухина предложение взять целиком находящийся в предбанкротном состоянии жилищно-экскплуатационный трест ЖЭТ-2. И – первым рискнул взяться за управление целым трестом, имевшим к концу 2002 года 30 млн. рублей долгов перед поставщиками коммунальных услуг. Штатная численность треста составляла 716 человек, в том числе 92 человека управленческого персонала. Фонд оплаты труда превышал стоимость работ в полтора раза. Все подразделения треста – автотранспортное, ремонтно-строительные мастерские – были убыточны. Реорганизация, внедрение эффективной модели контроля качества и объемов работ, экономическое стимулирование повышения качества и объемов работ, внедрение конкуренции, кропотливая работа юристов и финансистов позволили вытащить трест из долговой ямы – сегодня это чистое предприятие. Входившие в него неэффективные подразделения сейчас - независимые юрлица, дочерние ООО, загруженные заказами управляющей компании только на 30-40%. Остальные объемы они добывают на стороне, оказывая услуги другим жилищным организациям и другим заказчикам. Делают окна, двери, вывозят крупногабаритный мусор, участвуют в муниципальных тендерах на капремонт жилья и т.п. У ДОСТ 38 собственных единиц техники. Далеко не все они – «наследство», полученное от муниципального предшественника. Самой компанией приобретены шесть тракторов, одна легковая автомашина, ряд средств малой механизации, компрессора, сварочные аппараты, другое оборудование. Кроме того, для вывоза мусора приобретены 4 новых мусоровоза.

Я спросила у гендиректора предприятия Дмитрия Карпущенко:

- Что особенно бросалось в глаза, когда начали возрождать ЖЭТ-2?

- До прихода в сферу ЖКХ ДОСТ занимался в Иркутске ремонтно-строительными работами, зарабатывал на строительных подрядах и мы очень хорошо умели эти деньги считать. Войдя на муниципальное предприятие, увидели полную бесхозяйственность, нежелание соотносить свои потребности с возможностями, неумение перераспределять денежные потоки, постоянное желание залезть в карман энергетикам или другим поставщикам жилищно-коммунальных услуг. И – использование руководством служебного положения в личных целях, устройство на работу родственников-«мертвых душ» - люди числились в ведомостях и получали зарплату, хотя их тут не было. Еще – неумение работать с контрагентами по договорам. МУП «ЖЭТ-2» во многом влез в долги перед поставщикам коммунальных услуг потому, что безоговорочно принимал к оплате ненормативные потери на сетях. Мы отсудили у АЭХК, чья теплотрасса обогревает этот район города, 8 млн. рублей теплопотерь, которые не должны были оплачивать. Муниципальный же трест брал на себя оплату всего, что парило и вытекало в нашей «долине гейзеров» - на загородной теплотрассе между комбинатом и городом.

В ДОСТе деньги хорошо считает не только руководство – к регулярным отчетам и подсчетам здесь приучают и жильцов. По инициативе управляющей компании регулярные отчеты звучали и перед общественным советом при управляющей компании, и перед жителями домов. Отчеты, в которых звучали и сборы квартплаты по каждому дому, и выплаты зарплаты дворникам-малярам, и средства, затраченные на ремонт, установку малых архитектурных форм, озеленение и даже приобретение инвентаря. Критически настроенные, но активные жители стали оплотом управляющей компании, превратившись из жалобщиков в партнеров: именно эти люди озвучивали идеи и рисовали схемы благоустройства своих дворов, советовали жилищникам, где логичнее разместить парковочные карманы или вкопать новые лавочки. И хотя формально этот общественный совет как ТОС еще не был зарегистрирован, он регулярно собирается уже несколько лет. На предновогодней встрече общественного совета с руководством ДОСТа присутствовали 34 активных общественника.

Проблемы и задачи

Нельзя сказать, что в работе ДОСТа все безоблачно. Три главных проблемы, с которыми здесь сталкиваются – те же, что и у других жилищников. По мнению Дмитрия Карпущенко, первая сложность, которая препятствует более эффективной работе - невозможность оперативно, очно собрать собственников квартир конкретного дома для решения какого-либо вопроса. Осуществимо только заочное голосование, а это длительная и юридически сложная процедура.

Вторая проблема – население пока не понимает и не хочет понять то, что муниципалитет будет нести бремя обязанностей по оплате капитального ремонта только в рамках муниципального жилья, а это не более 30 % от всего жилого фонда города. Жители продолжают считать, что городская администрация обязана сделать все крыши и подвалы бесплатно.

Третий момент – неготовность воспринять то, что тариф на обслуживание жилья, который в Ангарске стабилен уже три с половиной года, съедается инфляцией. Каждый год деньги, в том числе и получаемые как квартплата, дешевеют на 8-10% - а значит, каждый год на те же 8-10% жилье недополучает каких-то ресурсов – и человеческих ресурсов, и ремонтных работ. Чем дольше тариф на обслуживание жилья будет заморожен, тем тяжелее будет ситуация, тем меньше материалов сможет быть вложено в жилье, тем меньше желающих будет работать в этой сфере. И это притом, что быстро провести собрания с собственниками на предмет увеличения тарифа практически невозможно.

«Экспорт» идей

Работоспособная схема финансового оздоровления и реорганизации жилищного треста оказалась востребована не только там, где была опробована впервые. Так, Виталию Пасечникову, в течение нескольких лет бывшего главным финансистом ДОСТа, администрация Новосибирска предложила возглавить МУП ЖКХ Сибирского отделения Российской академии наук – уже полгода экс-иркутянин, получивший управленческий опыт в Ангарске, руководит предприятием, обслуживающим 1,25 млн. кв. м жилья в новосибирском Академгородке. Виталий Петрович успешно защитил бизнес-план по реорганизации и акционированию муниципального предприятия в открытое акционерное общество.

В 2007 году ДОСТ планирует зайти в иркутский микрорайон Солнечный: работу с территориальным общественным самоуправлением этого микрорайона компания ведет уже три года, методически и юридически помогала общественникам организовать договорную работу с населением, привозили делегации жителей микрорайона в Ангарск. Судя по позиции активистов микрорайона, увиденное в Ангарске укрепило их в желании жить ДОСТойно и доверить свое жилье ДОСТу.

 

Анна КАПРАВЧУК. "Жилищный советник", 12.01.2007

   
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.