Вход на сайт:     пароль:       - регистрация на сайте    - напомнить пароль  
Содержание сайта
Поиск на сайте:   

Главная > Новости > Шаги реформы

Новости

3 апреля 2006 г.

Установим теплосчетчики, которым после реформы ЖКХ просто нечего будет считать

Шаги реформы

      Установим теплосчетчики, которым после реформы ЖКХ просто нечего будет считать
       -- Как одну из действенных мер преодоления кризиса в ЖКХ предлагают установить приборы учета, теплосчетчики. Это резко снижает размеры оплаты за теплоснабжение.
       -- Переход к индивидуальному учету потребляемого тепла - один из ключевых пунктов программы рыночной реформы ЖКХ. Поскольку рыночные отношения основаны на конкуренции и эквивалентном обмене, для их внедрения в любой сфере необходимо установление системы мер и весов, а также приборов учета для их измерения. Нужна также дорогостоящая метрологическая служба для калибровки этих приборов. Иначе невозможно добиться эквивалентного обмена между участниками рынка.
       Кстати сказать, существуют и другие типы хозяйства, основанные не на конкуренции и обмене, а на кооперации и сложении ресурсов и усилий без их купли-продажи, результатами которых пользуются сообща. Таковы, например, семейное хозяйство, японские промышленные корпорации, или то же советское плановое хозяйство. Многие виды деятельности в таком типе хозяйств не требуют индивидуального учета потребления, что позволяет получать большую экономию за счет отказа от создания дорогостоящей системы учета и контроля. В СССР к таким видам деятельности относилось теплоснабжение.
       Советский строй породил тип промышленного предприятия, в котором производство было неразрывно связано с поддержанием важнейших условий жизни работников, и вообще «города». Кооперация производства с социальной сферой давала очень большую экономию. Отопление жилья бросовым теплом, отходящим при производстве электроэнергии на теплоцентрали – один из таких примеров. Именно эту связь и стали разрушать реформаторы в первую очередь.
       Систему теплоснабжения, изначально созданную, как общинную (коммунальную) пытаются переделать в рыночную с необходимостью измерять каждый акт купли-продажи тепла. Началось движение за установку теплосчетчиков, что само по себе означает крупномасштабное техническое перевооружение имеющейся системы. По сообщениям Госстроя, предусматривается внедрение поквартирной системы отопления со счетчиками тепла в каждой квартире. При этом либеральная власть прикрывает это решение нелепым утверждением, что установка счетчиков сократит потери энергии и денег.
       Для начала нужно подсчитать, во сколько это обойдется. Конечно, об установки теплосчетчиков в каждой квартире не может быть и речи, как по экономическим, так и по техническим соображениям. Установка одного счетчика стоит от 70 до 200 тыс. рублей. В городе Иркутске, например, 5555 многоквартирных домов. Стоимость установки теплосчетчиков на эти дома обойдется в сумму от 400 млн. до 1,2 млрд. рублей, т.е. соизмерима с затратами на замену всех изношенных тепловых сетей города. Но если замена труб позволит эксплуатировать сети еще 25 лет, то установка счетчиков не дает ничего. Ведь установка теплосчетчиков- это улучшение в сфере распределения, которое ничего не дает для удешевления производства и транспортировки тепла. Горячая вода вытекает из проржавевших труб вне дома, и оплата этих потерь ложится на потребителей. Тем не менее, этих денег не хватает на замену изношенных труб.
       Государство приводить в порядок теплоснабжение как целостную систему за счет бюджетных средств отказывается, и в то же время призывает граждан платить только за полученный продукт, для чего и устанавливать теплосчетчики. Спрашивается, кто же тогда будет оплачивать ремонт изношенных труб? Неужто, найдутся добрые инвесторы, готовые бескорыстно выложить на эти цели миллиарды собственных рублей? Это вряд ли, если найдутся инвесторы, готовые вложить 1,5 млрд. рублей в замену изношенных сетей, то только для того, чтобы получить не менее трех миллиардов рублей в свой карман. Реализация программы «народный теплосчетчик» приведет лишь к перераспределению бремени оплаты потерь между обладателями теплосчетчиков и теми, кто их не имеет. Если жители домов, оборудованных теплосчетчиками будут платить меньше, то жители необорудованных домов будут платить, соответственно, больше, т.е. по действующему нормативу. Если же во всех домах будут установлены теплосчетчики, то предприятие Иркутсктеплоэнерго будет получать только половину от нынешней суммы, оплачивать потери в сетях будет некому, и оно просто разорится. Те ремонтники, которые сегодня еще поддерживают системы в рабочем состоянии будут уволены и теплосчетчикам просто нечего будет считать!
       Но скорее всего, ситуация будет развиваться по иному сценарию. При сокращении платежей поставщики тепла потребуют пропорционального увеличения тарифов для предупреждения ликвидации своих предприятий. И все вернется на круги своя. За меньшее количество тепла потребители будут платить больше. Таким образом, огромные затраты средств в конечном итоге никакой экономии денег потребителей не дадут.
       Но и это еще не все. Мы исходим из того, что счетчики способны технически обеспечить объективное измерение количества потребленного тепла. Но это совершенно не так. Специалисты Минэнерго предупреждают: «Фактическая погрешность счетчиков очень высока. Стендовую проверку с первого раза проходят только 20% подготовленных к проверке теплосчетчиков. Кроме того, существует большой набор методов сознательного изменения показателей. (Замена уплотнительных прокладок, электромагнитное воздействие, тепловое воздействие, вмешательство в электронную схему и т.д.)». В Казахстане, например, прошла волна повреждений теплосчетчиков. Поэтому обеспечить измерение тепловой энергии, затрачиваемое на отопление каждого дома, а тем более каждой квартиры в масштабах города, практически нереально.
       Есть и еще одно важное обстоятельство, делающее установку теплосчетчиков неэффективной затеей. Дело в том, что основную долю, от 60% до 75% в себестоимости тепла составляет стоимость топлива. А цены на уголь, нефть и другие виды топлива не регулируются государством. Они определяются исключительно платежеспособным спросом на рынке. Чем больше потребители смогут платить, тем выше будут цены на топливо. Например, в отопительном сезоне 2005-2006 года цена на сырую нефть возросла на 160%, топочный мазут – на 163%, уголь – на 110%. Рост цены произошел в сентябре, уже в ходе отопительного сезона. Причем, рост цен не был учтен в тарифах на тепловую энергию, что поставило предприятия теплоснабжения в очень трудное положение. Кроме того, в феврале 2006 года топочный мазут подорожал еще на 20% по сравнению с ноябрем 2005 года.
       И так будет продолжаться до тех пор, пока внутренние цены на топливо не сравняются с мировыми, ведь либералы из правительства строят открытую экономику, в которой на топливном рынке отечественные потребители будут конкурировать с зарубежными. Чем закончится эта конкуренция для населения, совершенно ясно даже неэкономисту. Ведь в нашем климате для отопления жилья требуется как минимум вдвое больше топлива, чем в любой европейской стране, не говоря уже о США. Значит, зарубежные покупатели при прочих равных условиях всегда смогут выкладывать за топливо вдвое большую цену. Следовательно, через некоторое время подавляющему большинству населения России централизованное отопление и горячее водоснабжение окажется просто не по карману.
       Итак, подведем итоги. Вместо решения производственной задачи - улучшения теплоснабжения за счет ремонта и замены тепловых сетей, оборудования, замещения дорогих теплоисточников более дешевыми, государственного регулирования цен на топливо, нам предлагают дорогостоящую, неэффективную программу установки теплосчетчиков, которая к тому же не уменьшит затраты на теплоснабжение потребителей тепла. Единственный реальный результат данной программы – снижение затрат топливных и теплосбытовых компаний, а следовательно, увеличение их прибылей. Вся соль затеи в том, что рост прибыли обеспечивается не за счет инвестирования собственных средств компаний, а за счет дополнительного изъятия средств из кармана населения.
       По словам одного из руководителей ТСЖ города, их товарищество долгие годы приводило в порядок систему теплоснабжения, ликвидировало протечки, устанавливало теплосчетчики, снижало теплопотери в расчете на то, что затраты в дальнейшем окупятся экономией средств. И на тебе, когда все было сделано, РЭК на 60% повысила тарифы на тепло. Этот пример еще раз подтверждает истину, что в рамках капиталистического сценария у подавляющего большинства населения России нет будущего.
       Окончание следует…
      
       «Терминатор»

http://aldana.ru/index.php?year=0&mnth=0

   
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.