Вход на сайт:     пароль:       - регистрация на сайте    - напомнить пароль  
Содержание сайта
Поиск на сайте:   

Главная > Новости > Энергосбережение в Иркутской...

Новости

16 октября 2008 г.

Энергосбережение в Иркутской области: нужен комплексный подход

Энергосбережение в Иркутской области: нужен комплексный подход

 

В Иркутской области с 2010 года прогнозируется наступление дефицита электроэнергии. Внедрение новых технологий и современного оборудования позволит сократить потребление электричества, а значит подключать новых потребителей. Сейчас мероприятия по энергосбережению в регионе проводятся хаотично, и те средства, которые выделяются на эти цели, не всегда используются рационально. Многие аналитики считают, что необходимо принятие регионального закона об энергосбережении. Но вот каким он должен быть?

Сейчас в Приангарье нет такого регионального, нет и программы по проведению мероприятий энергосбережения. Как считает аналитик инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Ирина Филатова, эти мероприятия будут особенно актуальны, когда в России возникнет значительный дефицит энергии. В этот период на предприятиях выгодно будет устанавливать энергосберегающее оборудование для экономии финансовых средств, так как в силу дефицита энергии цена на нее может сильно вырасти.

Первоначально внедрять энергосберегающее оборудование, по мнению Филатовой, нужно в промышленном секторе, ведь 50% от общего объема потребления энергии в России приходится на предприятия. На втором месте по потреблению энергии – торговые и деловые центры. Кроме того, нужно произвести переоснащение оборудования, так как работа с использованием новых технологий способствует значительному снижению потребления электроэнергии.

В Иркутской области не раз пытались разработать закон об энергосбережении. В этой работе принимали участие представители энергетических компаний региона, областной администрации, института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева и другие. Как считает директор ОГУ «Центр энергоресурсосбережения» Татьяна Маринченко, работа остановилась, поскольку не нашлось финансовых средств для реализации закона.

«Любой законодательный акт, особенно касающийся инвестиций в энергосбережение, должен иметь финансовую поддержку, - говорит Татьяна Маринченко. – В других регионах такой закон финансируется за счет надтарифной надбавки. У нас Региональная энергетическая комиссия в свое время отказалась от повышения тарифов. Разработка закона без источника финансирования стала нецелесообразной». По ее мнению, фактически закон об энергосбережении можно и не разрабатывать, нужно разработать целевую программу, направленную на развитие энергетической отрасли. «Но при этом мы должны выполнять требования всех действующих СНиПов и другой нормативно-технической документации», - считает Татьяна Маринченко.

Другое мнение – у заместителя директора института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Валерия Стенникова. Он считает, что закон не был принят в связи с тем, что отсутствовали юридические основы механизма создания фонда энергосбережения, куда должны направляться финансовые ресурсы, необходимые для реализации мероприятий по энергосбережению. Вместе с тем, некоторые регионы нашли выход из сложившейся ситуации, разработали и приняли свои законы об энергосбережении, работают в соответствии с их положениями.

Иркутской области закон об энергосбережении необходим не только для того, чтобы стимулировать эффективное использование энергоресурсов, но и для организации слаженной работы энергетической системы в целом, отмечает Валерий Стенников. «Для того чтобы всем комфортно работалось на энергетическом рынке, необходимо установить определенные правила, - говорит он. - Нужно распределить функции каждой из участвующей на этом рынке сторон: органов власти, которые создают правовое поле, производителей энергии, которые обязаны обеспечить энергией всех своих потребителей (причем нужного качества и необходимым количеством по доступной цене), самих потребителей, которые должны бережно относиться к энергопотреблению. Все правила, включая права и обязанности, должны входить в состав соответствующего закона».

Закон об энергосбережении создал бы условия для технического оснащения и переоснащения систем энергоснабжения и потребления энергии. «Чтобы организовать работу по энергосбережению, нужны соответствующие подзаконные акты, нормативно-технические документы для сохранения финансовых средств, накопленных в результате экономии энергии, их дальнейшего использования для премирования и реализации энергосберегающих мер, а также распределения между всеми участниками энергетического рынка, - рассказал Валерий Стенников. - Все это необходимо для того, чтобы была возможность отслеживать правильность потребления энергии и осуществления контроля по выполнению поставленных задач».

В настоящее время в России существует ряд проблем, связанных с энергосбережением. Как рассказал аналитик УК «Финнам Менеджмент» Станислав Август, практически не регулируется отпускаемая теплоэнергия на отопление зданий в переходные периоды (весной и осенью), когда большое влияние на тепловой режим отапливаемых помещений оказывают ветер, солнечная радиация, бытовые тепловыделения. Зачастую происходит перерасход топлива в теплые периоды отопительного сезона, а также потери теплоэнергии при ее транспортировке.

Одним из способов серьезно повысить энергоэффективность является внедрение систем децентрализованного теплоснабжения (автономного). Такие системы характеризуются низкими первоначальными затратами, снижением потерь теплоэнергии из-за отсутствия внешних тепловых сетей, которые заменяет местное регулирование отпуска тепла, уменьшением затрат на ремонт и обслуживание оборудования, возможностью быстрой реализации монтажа и запуска в работу систем отопления и горячего водоснабжения. Кроме того, такие системы дают возможность поддерживать комфортные условия в квартире по желанию потребителей энергии, что в свою очередь является более привлекательным по сравнению с квартирами при централизованном теплоснабжении, температура в которых зачастую зависит от директивного решения о начале и окончании отопительного периода.

Как отметил Станислав Август, на сегодняшний день примеры успешной организации автономного теплоснабжения существуют во Владимире. В этом городе была построена котельная по гранту Американского агентства по торговле и развитию, позволяющая определить затраты на производство тепла автономными источниками. Получилось, что даже при весьма высоком уровне рентабельности в 15%, 1 ГКал тепла от автономного источника стоит с учетом НДС 112-113 рублей. Для сравнения: стоимость тепла от местной ТЭЦ - 133 рубля за 1 ГКал без учета НДС. Таким образом, автономные источники теплоснабжения экономически выгодны.

По мнению Станислава Августа, в России также необходимо принять актуальный закон, предусматривающий как децентрализованное энергоснабжение, так и тепловую защиту зданий. В решении проблем теплосбережения нельзя исключать и мировой опыт. В частности, существуют примеры эффективного теплосбережения в Дании. В настоящее время в стране практикуется менее затратное автономное теплоснабжение. Около половины всех потребителей теплоэнергии в стране пользуются системами газоснабжения и используют индивидуальные отопительные установки, либо получают тепло от местных децентрализованных источников, таких как мини-ТЭЦ, работающих на различных видах древесных отходов, а также биогазе, который вырабатывается на местных биогазовых заводах. В Дании насчитывается более 200 подобных мини-ТЭЦ. Кроме того, одним из приоритетных направлений датской энергетической политики является постоянное увеличение доли природного газа как наиболее экологически чистых видов топлива в энергетическом балансе страны.

В Иркутской области также существует множество проблем, связанных с энергосбережением. Как подчеркивает Валерий Стенников, отсутствие регионального закона об энергосбережении ведет к стихийному техническому перевооружению энергических систем на основе энергосберегающих технологий. «Сегодня на энергетическом рынке работают фирмы, которые продают необходимое энергосберегающее оборудование и занимаются его установкой и обслуживанием, однако комплексной программы реализации технических, организационных, экономических и финансовых мер нет», - сказал Валерий Стенников. По его мнению, в Иркутской области должен быть план мероприятий по энергосбережению, иначе «создается ситуация стихийного развития всего процесса, неэффективного использования финансовых средств, техники, которую устанавливают».

На сегодняшний день региональные законы об энергосбережении действуют в Томской и Кемеровской областях, в Красноярском крае. «Принятие закона в Иркутской области зависит от того, как сегодня сориентируется областная власть, какие меры будут приняты в рамках тарифной политики региона», - подытожила директор ОГУ «Центр энергоресурсосбережения» Татьяна Маринченко.

 

Алена Байбородина, Евгения Липина,

РИА Телеинформ

   
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.