Содержание сайта
Поиск на сайте:   

Главная > Новости > Жилищно-коммунальные...

Новости

19 сентября 2008 г.

Сможет ли строительная отрасль региона преодолеть затянувшийся кризис?

Жилищно-коммунальные декларации

 


Проблема жилищного строительства для жителей Иркутской области по-прежнему остаётся одной из самых острых. В 2007 г. область построила 575 тыс. кв. м, что составляет 0,23 кв. м на человека. Этого явно недостаточно, если учесть, что для решения жилищной проблемы требуется, как обозначил в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ экс-президент Владимир Путин в мае 2007 года, ежегодно вводить как минимум 1 кв. м на человека. Каким образом выйти на такой уровень? Пути решения проблемы обсуждали участники «круглого стола» «Актуальные проблемы жилищно-коммунального хозяйства и инвестиционно-строительной сферы агломерации», состоявшегося в рамках Байкальского экономического форума. В его работе приняли участие руководители профильных комитетов Совета Федерации, министерств, федеральных, областных служб и департаментов, проектных институтов, подрядных и общественных организаций.

Было время, когда американцы очень высоко оценивали сложившуюся у нас структуру территориальных и городских строительных концернов типа Братскгэсстроя, Главвостоксибстроя, Ангарского управления строительства в сочетании с перспективой пятилетнего планирования и признавались: «Это то, чего нам так не хватает!». Их изумлению не было предела, когда узнали, что мощные концерны ликвидированы ... самой властью.

Теперь изумляться приходится нам: как могло случиться, что область, занимающая в конце 90-х годов шестое место в РФ по вводу жилья, скатилась на предпоследнее в Сибирском регионе?

Реформы и либерализация цен сделали наш стройкомплекс неуправляемым. Деклараций и всевозможных программ много, доступных квартир нет. Политика невмешательства в строительные проблемы не оправдала себя. Не случайно выступающие руководители строительных предприятий то и дело повторяли: «При нынешней экономической ситуации без содействия федеральной и региональной власти из кризиса не выбраться, врозь реформу не осилить». В чём должно выражаться это содействие? Прежде всего, в использовании административного ресурса. Земля в руках муниципалитетов – почему она стоит бешеных денег? А инженерная инфраструктура? Почему не подготовить площадку за счёт бюджета?

Без существенных объёмов роста жилищного строительства ни о каком социальном жилье говорить не приходится. Нужно менять положение вещей на рынке жилья: предложений должно быть больше. Для этого необходимо больше строить. Эта цель, по мнению президента Союза строителей Иркутской области Юрия Шкуропата, должна быть достигнута одновременно со снижением стоимости жилья.

– Решить эту проблему мы сможем лишь обеспечив выделение и обустройство инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой свободных территорий для городов-спутников, микрорайонов и посёлков,– сказал в своём выступлении Юрий Шкуропат. – Это позволит организовать массовое поточное строительство жилья, не отягощённого сносом, перекладкой коммуникаций, переселением и ухудшением условий проживания людей.

Это направление является одним из основных разделов национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», однако в нашей области ему уделялось недостаточное внимание. За годы реализации проекта не было подготовлено ни одного крупного земельного участка, а приобретаемые в населённых пунктах застройщиками по спекулятивным ценам участки – это вынужденный шаг со стороны застройщиков при отсутствии инициативы властей по обустройству новых территорий для развёртывания массового строительства.

Правда, в текущем году планируется принять областную государственную целевую программу «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой на 2008 – 2011 годы». На данный момент разрабатывается проект строительства жилого микрорайона «Спутник», цель которого – создание нового жилого района в составе Марковского МО в рамках агломерации городов Иркутск – Ангарск – Шелехов. На территории 120 га планируется построить более 1 млн. кв. м жилья на 40 тысяч жителей, две школы на 3,6 тыс. учащихся, три детских садика на 1,5 тыс. мест, поликлиники и больницы, подземные многоуровневые стоянки, торгово-развлекательные комплексы и др. Ещё пара-тройка проектов застройки имеется в пределах областного центра. Это жилой комплекс малоэтажных домов «Родник» площадью 2, 5 га по ул. Багратиона и жилой комплекс «Чудный» из четырёх блок-секций переменной этажности в микрорайоне Первомайский, а также несколько проектов малоэтажной застройки в муниципальных образованиях.

Этого явно недостаточно, особенно для областного центра. Учитывая повышенный спрос на жильё в окрестностях города Иркутска, органы власти должны определить места строительства жилых районов-спутников, перевести неиспользуемые сельскохозяйственные земли в земли для поселений и обустроить их инфраструктурой. Политика не выходить за пределы городской черты не приведёт к требуемому росту строительства жилья, а закончится провалом национального проекта на территории Приангарья.

Как и предсказывали специалисты, при отсутствии в регионе строительных мощностей ипотека не только не остановила рост цен, но и подстегнула их. В настоящее время у граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеются две возможности: либо участие в долевом строительстве многоквартирных домов, либо приобретение жилого помещения в собственность. Беда в том, что у нас подавляющее большинство граждан (85% семей) не в состоянии приобрести квартиру даже при помощи ипотеки. Отсюда напрашивается один вывод: развивать коммерческий наём жилых помещений, ставший на Западе наиболее популярной формой улучшения жилищных условий.

Под социально ориентированным наймом понимается коммерческий наём жилья, где наймодателем выступает эксплуатирующая многоквартирный дом организация-собственник. За счёт государственной (муниципальной) поддержки цены на социально ориентированный наём согласовываются с органами власти и находятся на уровне ниже рыночного. Это просто находка для молодых семей.

– В Германии 36% населения проживает в доходных домах, в Москве – 12 тысяч семей, – сказал ведущий «круглый стол» председатель комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Толкачёв. – У вас же я не увидел ни одной цифры по коммерческо-социальному найму.

А как можно увидеть, если ничего подобного у нас не строится? Даже в программе «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» ни слова не говорится о строительстве такого жилья. Почему – тоже не секрет: кто будет обслуживать его и когда оно окупится? В странах Запада окупаемость наёмного жилья составляет 15 – 20 лет, а квартплата – около 20% от заработной платы среднеобеспеченного работника. У нас же сложилась такая «экономика», чтобы всё окупалось в течение 2-3 лет. Представляете, во сколько возрастёт квартирная плата за наём?

Участники «круглого стола» предложили внести необходимые изменения в федеральное и региональное законодательство, которое поможет создать благоприятные условия для развития социально ориентированного найма, а также внедрения понятия «доходный дом» или «жилой дом коммерческого использования».

На то, что в Иркутске, претендующем на роль столицы Восточной Сибири, строят крайне недостаточно, указывал на одном из региональных совещаний заместитель министра регионального развития РФ Сергей Круглик два года назад. Вернулся он к этому и на «круглом столе»:

– В городе из архитектурной части остаётся то, что строилось 100 – 150 лет назад, всё остальное – нагромождение зданий. Не строили – было плохо, стали строить – стало ещё хуже. А всё потому, что работаем без системы. На фоне маленьких домиков стоят большие, говорят, потом будут все большие дома. Я в это не верю. Два дома снесли, втолкнули туда 9-10-этажку, и так всё останется. Налицо явный кризис, причиной которого является отсутствие у властей ясной, внятной позиции по проблемам строительства жилья, отсутствие планового начала развития города. А сколько говорили о развитии инженерной инфраструктуры. Где она?

Анализ состояния объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры показывает, что налицо тенденция к ухудшению. Особенно это касается водопроводных, тепловых и канализационных сетей, средний уровень износа которых от 40 до 50%. Износ сетей водопровода обуславливает значительную аварийность (до 500 аварий в год). Только для перекладки ветхих сетей водопровода потребуется около 6 млрд. руб. При сложившихся темпах замены сетей (около 15 км водопроводных сетей в год) к 2020 году практически вся система водоснабжения будет иметь 100%-й износ. Не менее сложная ситуация с водоснабжением Иркутска, население которого потребляет воду из открытого источника поверхностных вод Иркутского водохранилища. Вода его имеет низкую минерализацию, что существенно влияет на здоровье населения. Строительство нового водозабора с очистными сооружениями обойдётся более чем в 1 млрд. руб.

А если взять теплоснабжение... Максимальный темп перекладки тепловых сетей составляет около 5 км в год. С такими темпами перекладок к 2010 году протяжённость изношенных сетей составит 84,2 км (38%). Для нормального функционирования системы теплоснабжения города необходимо уже в ближайшие годы принимать меры по увеличению мощностей теплоисточников. На этот счёт есть два варианта: строить новый в Правобережном районе или тянуть тепловую магистраль от ТЭЦ-10, расположенной в Ангарске, до котельной Северного промышленного узла, действующей в районе Ново-Ленино.

– Относительно небольшой рост теплопотребления позволяет надеяться, что до 2015 года тепловые нагрузки города могут быть обеспечены существующими теплоисточниками, – сказал в своём выступлении председатель комитета по городскому обустройству мэрии Иркутска Евгений Харитонов.

Ежегодно из средств местного бюджета на строительство и реконструкцию выделяются немалые средства, которые из года в год возрастают. Если, к примеру, в прошлом году было выделено 386, 55 млн. руб., то нынче – 672,42 млн. руб. Однако этих средств недостаточно для приведения инженерной инфраструктуры в должное состояние. Что касается федеральных, то нынче на инженерную инфраструктуру Москва «отстегнула» области... 60 млн. руб. Федеральное финансирование осуществляется при наличии проектно-сметной документации с заключением госэкспертизы. Так, стоимость ПСД на канализационные и очистные сооружения и строительство водозабора составляет, по словам Евгения Харитонова, около 500 млн. руб. Бюджет города не может позволить себе таких вложений.

При всём этом в городе гря-дут большие перемены. Связаны они с вводом КНС-18«а» в Ново-Ленино, новых коммуникаций, улиц и дорог. В перспективе – Маратовская развязка, строительство которой планируется начать в 2009 году, сооружение новых путепроводов и подземных переходов, которых с каждым годом становится всё больше, реконструкция застроенных территорий со сносом ветхого жилья.

Бурные обсуждения вызвали также кадровые проблемы в строительной отрасли, вопросы расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, создания на территории области саморегулирующих организаций в сфере изысканий, проектирования и строительства, развитие базы строительной индустрии и ряд других.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники «круглого стола» внесли рекомендации Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, Министерству регионального развития, Минфину, органам государственной власти субъектов РФ по совершенствованию жилищного законодательства, объединению усилий в целях реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства и развития инвестиционно-строительной сферы.

Александр АНТОНЕНКО "Восточно-Сибирская правда"
Фото Александр АНТОНЕНКО и Дмитрия ДМИТРИЕВА
   
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.