Арифметика безответственности
Долг управляющих компаний города энергетикам за горячее водоснабжение и тепловую энергию, потреблённую в период отопительного сезона 2007-2008 годов, в мае составил 78 миллионов рублей. «Энергосбыт» направил в адрес управляющих компаний предупреждение, согласно которому горячую воду отключат вплоть до погашения задолженности – а значит, скорее всего, до начала следующего отопительного сезона.
Как сложилась такая ситуация – ведь большая часть населения города химиков за коммунальные услуги исправно платит? Всё дело во взаиморасчётах между энергетиками и управляющими компаниями. Одни поставляют тепло, другие – за него не платят.
Согласно требованиям нового Жилищного кодекса, население теперь не ведёт расчёты непосредственно с поставщиком тепла, с ним теперь работают управляющие компании. Это не просто посредники: по замыслу организаторов коммунальной реформы, управляющая компания, которая заключает с жильцами договор на обслуживание дома, берёт на себя ответственность за разрешение всех возникающих проблем. Компания рассчитывается с поставщиками тепла, горячей и холодной воды, ремонтирует поломки – сама или заключая договоры с подрядчиками, благоустраивает двор и вывозит мусор. То есть ответственность – это ключевое понятие, на котором держится вся философия жилищно-коммунального хозяйства. Читатель, запомни это слово – к сожалению, к вопросам ответственности на протяжении этой статьи нам придётся возвращаться не раз.
Как происходят взаиморасчёты за тепловую энергию на всей территории Иркутской области, исключая город Усолье-Сибирское? Управляющие компании заключают договоры с жильцами, которые изъявляют согласие на то, чтобы их обслуживала эта конкретная компания. Потом управляющие компании заключают договор с поставщиками теплоэнергии – в нашем случае с фирмой «Энергосбыт», филиалом «Иркутскэнерго». В этом договоре увязывается количество обслуживаемых домов, технические условия и требуемые объёмы тепла и горячей воды. Цена соответствует тарифу, утверждённому региональной энергетической комиссией. Жилец платит деньги управляющей компании, а компания рассчитывается с энергетиками.
Есть, правда, нюанс: тепловую энергию мы потребляем только в отопительный период, а Жилищный кодекс требует, чтобы тариф был рассчитан таким образом, чтобы расходы на отопительный период были разнесены равномерно на ежемесячные платежи, и население платит усреднённый тариф. Понятно, что зимой счета, выставленные энергетиками, превышают объём средств, который поступает от населения, а летом население платит больше, чем потребляет, покрывая расходы энергетиков в холодное время. Получается как будто рассрочка платежа – что, несомненно, выгодно в первую очередь нам, населению. Вот такая вот нехитрая коммунальная арифметика.
Энергетики к такому режиму поступления средств уже привыкли. Они отлично знают, что с ноября у управляющих компаний неизбежно начинает накапливаться задолженность, которая, как правило, «висит» примерно до мая. С мая, когда платежи населения начинают превышать объёмы потреблённой энергии, компании начинают рассчитываться, чтобы к сентябрю свести баланс с энергетиками и заключить договор на следующий год. Так, повторюсь, живёт почти вся Иркутская область – но не город Усолье-Сибирское, в котором коммунальные расчёты приобретают характер аномально непредсказуемый.
В начале отопительного сезона в Усолье-Сибирском появилось несколько управляющих компаний, которые начали оказывать населению услуги, в том числе по отоплению и горячему водоснабжению. Это компании «ТВК», «Первенец», «Сантехник», «Сервисный центр», «Жилсервис» и «Вега». Естественно, зимой эти компании начали накапливать задолженность, но, как сказано выше, это ситуация вполне нормальная. Но уже в январе-феврале энергетики забили тревогу: даже с учётом сезонности платежей денег от компаний поступало существенно меньше, чем ожидалось. Из шести управляющих компаний Усолья-Сибирского только одна, ООО «Сантехник», платила за потреблённую энергию и горячую воду в полном объёме и в срок и к лету вышла даже с небольшой предоплатой. У остальных задолженность нарастала опережающими темпами, и скоро стало ясно, что за летний период управляющим компаниям её погасить не удастся. Именно тогда у фирмы «Энергосбыт» появились сомнения в том, что эти компании ответственно относятся к взятым на себя обязательствам: похоже, что партнёры вообще не намерены платить за потреблённое тепло в полном объёме.
Энергетики обратились в городскую прокуратуру и администрацию города Усолья-Сибирского, однако реакции не последовало. Возможно, ещё и потому, что все прекрасно понимали, что отключений в зимний период не будет.
В мае задолженность по городу составила 78 миллионов рублей. По расчётам энергетиков, исходя из нормальной динамики платежей, город к осени смог бы закрыть только 40-50 миллионов рублей. Остальные 30 миллионов в платежах компаний не просматривались. Тогда «Энергосбыт» выдал должникам предупреждение о том, что по окончании отопительного сезона им будет ограничена подача энергоресурсов. «Мы рассчитывали, что управляющие компании после этого к нам придут и начнут заниматься как-то этим вопросом, но никто не появился, и 19 мая мы были вынуждены должников отключить», – рассказывает заместитель директора по сбыту фирмы «Энергосбыт» Сергей Винарский. Но, несмотря на то, что более 300 многоквартирных домов в Усолье-Сибирском оказались без горячей воды, ситуация не изменилась: ни денег, ни переговоров. В начале июня энергетики обратились к руководству Иркутской области.
Но не только энергетики уповали на областные власти: в городе немедленно нашлась группа инициативных граждан, которая перевела коммунальный конфликт в политическую плоскость: перед зданием городской администрации появились пикеты, а позже зашумел митинг пенсионеров. Но почему-то под политической атакой в первую очередь оказались не управляющие компании, а администрация города, глава городской администрации Игорь Тютрин и... энергетики.
Не обошлось без вмешательства и врио губернатора Иркутской области Игоря Есиповского, который обратился к руководству компании с личной просьбой – пойти навстречу если не управляющим компаниям, то горожанам. В кабинете у директора департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи области Петра Воронина наконец состоялась долгожданная встреча должников и кредитора. Позже прошло ещё одно совещание, которое провёл первый заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Сокол.
По словам заместителя директора по сбыту фирмы «Энергосбыт» Сергея Винарского, в ходе переговоров выяснились очень интересные вещи. Например, всё это время компания «Жилсервис», которая, к слову, не имеет договорных отношений ни с одним поставщиком коммунальных услуг, собирала с жильцов плату за коммунальные платежи, и, по предварительной оценке экспертов, население, введённое в заблуждение, должно было заплатить ей не менее 30 млн. рублей. Куда компания истратила эти деньги и почему не перечислила энергетикам, остаётся загадкой. Другая управляющая компания, «Вега», работает, не заключив договор с фирмой «Энергосбыт» на потребление тепловой энергии и горячего водоснабжения. Компания не смогла предоставить технические паспорта, подтверждающие тепловые нагрузки домов.
При посредничестве администрации 7 июня 2008 года был подписан протокол по урегулированию кризиса неплатежей за тепловую энергию, в котором был прописан порядок платежей управляющих компаний. В частности, ООО «Жилсервис» обязалось в срок до 18 июня оплатить часть долга в размере 2,5 млн. рублей. На основании этого соглашения энергетики возобновили горячее водоснабжение, но денег в полном объёме не увидели до сих пор. В июне компания «Жилсервис» перечислила энергетикам 1,9 миллиона рублей. Генерального директора ООО «Вега» С.И. Тирона энергетики вообще так и не смогли разыскать: секретарь в его приёмной отвечает, что начальник отправился... в отпуск. Это уже шестой отпуск Сергея Ивановича с начала года, аккурат когда необходимо принимать ответственные управленческие решения. О какой уж ответственности перед населением может идти речь?
В сложившейся ситуации фирме «Энергосбыт» ничего не остаётся, как выдать новое предупреждение. Она отправлено компаниям «ТВК», «Первенец», «Сервисный центр», «Жилсервис» и «Вега», и об этом проинформирована городская администрация и прокуратура. Закон даёт энергетикам такое право, и им придётся им воспользоваться: график платежей не выполняется, а энергокомпании необходимо уже сегодня готовить свои сети к новому отопительному сезону.
Недоумение в этой истории вызывает позиция правоохранительных органов. Соответствующие обращения направлены и в городскую, и в областную прокуратуру. По мнению энергетиков, в сложившейся ситуации нужно немедленно проверить, куда управляющие компании расходуют средства населения.
Есть у этой коммунальной истории и ещё один подтекст. Июньские митинги показали, что есть политические силы, которые заинтересованы в том, чтобы довести ситуацию в Усолье-Сибирском до кипения. Конфликт населения с энергетиками, организованный руками управляющих компаний, легко перевести в русло избирательной кампании в Законодательное собрание, а то и выдвинуть требования отставки мэра города Игоря Тютрина. В этой ситуации пора бы областной власти отреагировать адекватно и всё-таки добиться решения вопроса по существу, а не уговаривать энергетиков в очередной раз снять ограничения, уповая на договорённости с людьми, которые расчётливо и хладнокровно ведут город к управляемой коммунальной катастрофе.
|